Что значил для Армении саммит НАТО в Уэльсе: Предупреждение Сержа Саргсяна

Накануне в Ньюпорте завершился очередной саммит НАТО, главной темой которого были ситуация на Украине, Афганистан, а также карабахский конфликт – неслучайно на полях саммита состоялась трехсторонняя встреча госсекретаря США и президентов Армении и Азербайджана.

Предупреждение Сержа Саргсяна

На последних саммитах НАТО в Лиссабоне и Чикаго Армения не присутствовала на уровне президента из-за неприемлемых формулировок в итоговом документе, где определяющее значение в урегулировании карабахского конфликта придавалось принципу территориальной целостности, однако нынешний саммит альянса в Ньюпорте Серж Саргсян все же решил посетить.

И это несмотря на то, что Реджеп Тайип Эрдоган в ходе своего первого заграничного визита после победы на президентских выборах, совершенного, как он и обещал, в Азербайджан , пообещал внести вопрос Нагорного Карабаха в повестку саммита НАТО.

«Это – право Азербайджана, и данные стране обещания должны быть выполнены. Турция готова проявить решимость в этом вопросе», – заявил Эрдоган в Баку.

В ответ на это уже в Уэльсе Серж Саргсян в своей речи коснулся карабахского конфликта и продвижения Турцией позиции Азербайджана в переговорном процессе.

«Завтра здесь, в этом же зале будет принят документ, который связан с безопасностью моего народа и миром в нашем регионе. Есть два варианта: либо будет принята лексика единственной специализированной международной структуры, занимающейся мирным урегулированием нагорно-карабахского конфликта – Минской группы ОБСЕ, которая предлагается и поддерживается странами-сопредседателями, здесь – в лице США и Франции, либо вновь пройдет лоббинг другой страны-члена, желающей спасти лицо соседнего с нами диктатора в глазах собственного народа, что, уверяю вас, ни к чему хорошему не ведет.

Либо победят здравый смысл и стремление к миру, либо вновь останутся молчаливо поощренными углубление ксенофобии, риторика войны и отнимающие человеческие жизни все будущие провокации, на которые так легко идет не придающий какой-либо ценности жизни собственного солдата и окрыляемый подобными бумагами Азербайджан», – подчеркнул Серж Саргсян.

В результате в итоговой декларации саммита НАТО в Уэльсе было подчеркнуто, что «союзники остаются приверженными содействию территориальной целостности, независимости и суверенитету Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы», и что «НАТО продолжит поддерживать усилия в направлении мирного урегулирования конфликтов на Южном Кавказе и в Молдове на основе упомянутых принципов и норм международного права, Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта».

Попытки сохранить комплементаризм

Политолог, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян прокомментировал «Кавказской политике» итоги саммита:

«Видно, что на этот раз была более сбалансированной часть (декларации), касавшаяся карабахского конфликта, что в принципе было понятным, так как на этом саммите Армения была единственной страной, представлявшей ОДКБ.

И я думаю, что в нынешнем контексте взаимоотношений НАТО и России, страны НАТО были более чем заинтересованы в сохранении некой нейтральности в карабахском конфликте, что отличалось от заявления по итогам предыдущего саммита альянса. С другой стороны, была ожидаемая, предсказуемая реакция Турции, но понятно, что личное заявление Эрдогана на этом саммите отражало мнение лишь президента Турции, а не всего НАТО».

По его словам, в целом касательно Армении и региона все было предсказуемо, в том числе и то, что Грузия получила более высокий уровень сотрудничества с НАТО, но так и не получила приглашения вступить в Альянс.

Эксперт отметил, что для Армении было очень важно участие в этом саммите, так как сотрудничество с НАТО важно для проведения сбалансированной комплементарной политики, осуществляемой республикой почти четверть века, с учетом курса на тесное сотрудничество с Россией в военной и экономической сфере и членство в Евразийском экономическом союзе.

«Армения, в отличие от некоторых других постсоветских стран, хочет быть звеном, объединяющим интересы России и Запада, а не полем геополитической борьбы между Россией и НАТО, как, к сожалению, это получается с некоторыми нашими соседями по постсоветскому пространству»,- заметил Минасян.

Он также прокомментировал трехстороннюю встречу Джона Керри, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева, заметив, что, как и Россия, проведшая в августе в Сочи трехстороннюю встречу президентов, США также заинтересованы в снижении напряженности на линии соприкосновения.

«Похоже, Минская группа ОБСЕ будет становиться одним из тех немногих форматов, где в целом по стратегически важным вопросам, в частности, сохранения мира в регионе, позиции Москвы, Вашингтона и Парижа соприкасаются»,- заявил Минасян.

Что касается отношений Азербайджана с НАТО, то, по мнению эксперта, их ограничивает как решение Баку стать членом «движения неприсоединения», так и катастрофическая ситуация с правами человека в Азербайджане. Что мешает дальнейшему углублению отношений, даже несмотря на ту важность, что Азербайджан представляет для Запада в некоторых вопросах, в частности – энергетических.

Турецкий барьер

В отношениях между Арменией и Западом, в частности Евросоюзом и НАТО, очень важную, притом негативную роль играет Турция, входящая в Таможенный союз с ЕС, и к тому же являющаяся единственной страной Альянса, граничащей с Арменией. Именно провалом процесса нормализации армяно-турецких отношений, инициированного США, многие эксперты объясняли отказ Армении от курса на евроинтеграцию.

К тому же открытая поддержка Турцией Азербайджана в карабахском конфликте и сложная история армяно-турецких взаимоотношений приводит к тому, что хотя Армения активно сотрудничает с НАТО, но все же гарантии своей безопасности видит в первую очередь в членстве в ОДКБ и союзнических отношениях с Россией.

Так министр обороны Сейран Оганян неоднократно отмечал, что Армения может самостоятельно сохранить баланс сил с Азербайджаном, однако для противодействия угрозе со стороны Турции ей необходима поддержка России.

С учетом того, что турецкие власти не намерены менять свою политику в отношении Армении и отказываться от поддержки Азербайджана и предусловий в карабахском конфликте, надежды на нормализацию армяно-турецких отношений минимальны. Это в свою очередь рождает недоверие армянского общества и политической элиты к Западу, чьим основным союзником в регионе является Турция, и вынуждает брать курс на более тесное военно-политическое сотрудничество с Россией.

Запад предполагает, Москва располагает

Что касается встречи госсекретаря США с президентами двух стран, то всем ясно, что ни один из сопредседателей не может в одиночку предложить устраивающее все стороны решение конфликта или заставить их пойти на мировую, поэтому от подобных встреч никто не ожидает серьезных результатов.

При этом, как показала встреча в Сочи на фоне последнего обострения ситуации на передовой, именно у Москвы больше всего рычагов давления на Ереван и Баку.

Запад же, даже понимая, что решение карабахского конфликта значительно ослабит позиции РФ в регионе, и предпринимая усилия в этом направлении, все же не желает возобновления войны, которая обязательно скажется на его энергетических проектах в регионе.
Айк Халатян
kavpolit.com

Оставьте комментарий