Вызовы безопасности Армянской Диаспоры

Безопасность армянских общин диаспоры в целом состоит из двух составляющих: физической и духовной. Физическая составляющая сводится к выживанию армянских общин, а духовная – к сохранению их национального облика. Перед армянскими общинами диаспоры в плане физической и духовной безопасности стоят в основном четыре вызова: потеря составляющих национальной идентичности, смешанные браки, угрозы выживанию и эмиграция.

1. Потеря составляющих национальной идентичности относится к постепенному угасанию армянского языка, культуры, исторической памяти и пр. среди представителей армянской диаспоры. Проживая в чуждой среде, они интегрируются в эти общества и волей-неволей подвергаются их социально-культурному влиянию. А скудная сфера практического применения родного языка и других составляющих национальной идентичности лишают обосновавшихся за рубежом армян стимула учиться и сохранять их. В результате из поколения в поколение у армян диаспоры снижается уровень владения армянским языком, знания национальной культуры, обладания исторической памятью и т.д., что является серьезной угрозой для зарубежного армянства, так как «… этносы психологически слабеют и постепенно исчезают, когда слабеют и постепенно исчезает целостность этих показателей, носителем которых является этнос как уникальная социально-психологическая система»1.

2. Смешанные браки, с одной стороны, будучи показателем интегрированности армян диаспоры в общества стран проживания, с другой – способствуют усугублению искажения армянской идентичности. В смешанных семьях новое поколение в еще большей степени и более непосредственно подвергается чуждому социально-культурному влиянию. Если в армянских семьях новое поколение только внешне (т.е. со стороны общественной среды) подвергается чуждому социально-культурному влиянию, то в смешанных семьях это влияние ощущается уже изнутри, в семье.

3. Угрозы выживания для армянской диаспоры актуальны в тех странах или регионах, которые являются конфликтными зонами, в т.н. горячих точках, где существует армянофобия на национальной или религиозной почве. Как бы армянские общины ни пытались сохранить нейтралитет, бурные события в этих регионах или странах непосредственно или косвенно сказываются на них (убийства, разрушения и пр.).

Продолжительные конфликты оказывают негативное влияние на армянские общины также в ином плане. Они вызывают всеобщий хаос, нарушают экономическую жизнь данной страны, становясь причиной бедности и социальных кризисов, что, в свою очередь, вызывает рост преступности и других негативных явлений. Представители армянских общин данной страны вместе с ее населением становятся мишенью таких преступлений, как грабежи, убийства, похищения людей и требование выкупа за их освобождение и пр.

В результате продолжительных конфликтов и нестабильности армянские общины несут человеческие и имущественные потери – погибшие, раненые и ставшие беженцами соотечественники, разграбленное имущество, а также частная и общинная недвижимость (дома, магазины, школы, церкви и пр.)

4. Причиной эмиграции, помимо вышеперечисленных ситуаций, являются также такие факторы, как чуждая социально-цивилизационная среда, низкий уровень демократических свобод, неблагоприятные социально-экономические условия, ограниченность возможностей для разворачивания экономической деятельности и т.д. В армянских общинах тех стран, в которых есть перечисленные факторы, заметна миграция в страны с родной социально-цивилизационной средой, демократическими свободами, благоприятными социально-экономическими условиями и широкими возможностями для занятия экономической деятельностью.

Какими бы ни были причины эмиграции, все равно она оказывает изнуряющее воздействие. В результате редеют ряды членов армянских общин, что негативно сказывается также на деятельности общинных структур. В случае сохранения и усугубления современных тенденций эмиграции ряду диаспоральных общин грозит перспектива окончательного исчезновения. Лучшее доказательство сказанному – пример некогда процветающей армянской общины Индии, которой сегодня, можно сказать, нет. Утешительным обстоятельством в таком случае могла быть репатриация покидающих свои общины армян на историческую родину. Однако такая тенденция сегодня крайне слаба: лишь незначительная часть из них держит путь в Армению.

Очевидно, что если первые два из вышеперечисленных факторов – потеря составляющих национальной идентичности и смешанные браки – касаются духовной безопасности, то два последних фактора – проблема выживания и эмиграция – относятся к физической безопасности.

В плане вызовов безопасности следует отметить, что армянские общины, находящиеся в различных регионах мира, в зависимости от характерных для этих регионов факторов определенным образом отличаются друг от друга. Если, например, для армянских общин западных стран как вызовы доминируют проблемы сохранения национального облика и смешанные браки, то в армянских общинах Среднего Востока приоритетны проблемы выживания и эмиграции.

Географически армянские общины диаспоры находятся в следующих четырех крупных регионах:

1. Американский континент (США, Канада, Уругвай, Аргентина и пр.),

2. Европа (Франция, Великобритания, Германия, Болгария, Румыния, Венгрия, Греция и пр.),

3. Постсоветское пространство (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и пр.),

4. Средний Восток (Ливан, Сирия, Иран, Израиль и пр.).

У армянства Америки и Европы в основном нет проблем выживания и эмиграции. США, Канада, страны Западной и Восточной Европы в основном отличаются внутриполитической стабильностью. Здесь остро не стоят также этнические и религиозные противоречия, которые могут стать источником частых и продолжительных внутренних и внешних потрясений. Что же касается эмиграции, то внутренняя стабильность и сравнительно благополучные социально-экономические условия не только нейтрализуют возможность подобных вызовов, но и стимулируют приток армян в эти страны из других армянских общин диаспоры и из Армении. В результате армянские общины этих стран и, в частности, США, Канады, стран Западной Европы не только не редеют, но и постоянно пополняются новыми армянами.

Вместо этого в этих странах остро стоит проблема ассимиляции или потери национальной идентичности. Общая христианская социально-цивилизационная среда, широкие экономические и политические свободы создают широкие возможности для быстрой интеграции армянства в общества этих стран – освоить их язык, социально-культурные ценности, достичь высокого положения в политической, общественной, культурной, экономической и других сферах. Это, с одной стороны, способствует увеличению потенциала армянских общин и армянства в целом, но в то же время создает определенную угрозу для сохранения национальной идентичности. В результате быстрой интеграции в местные общества представители армянских общин из поколения в поколение теряют такие составляющие национальной идентичности, как родной язык, сопричастность национальной истории и культуре, национальное самосознание и пр. Взаимная интеграция местных обществ и армянских общин широко стимулирует также смешанные браки, которые также являются серьезными вызовами для сохранения армянской идентичности за рубежом.

Почти диаметрально противоположная ситуация царит в армянских общинах Среднего Востока. Доминирующая здесь исламская среда, а также ограничения политической и экономической деятельности определенным образом отдаляют армянские общины от местных обществ 2. Это обстоятельство способствует сохранению родного языка и других составляющих национальной идентичности, а также ограничивает количество смешанных браков.

Взамен перед армянскими общинами Среднего Востока остро стоят вызовы выживания и эмиграции. В средневосточном регионе армянские общины постоянно страдают от внутренних и внешних потрясений стран своего пребывания. Здесь наличествуют почти все вышеупомянутые факторы, угрожающие физической безопасности армянских общин и являющиеся причиной эмиграции – армянофобия (Турция), внутренние и внешние войны (Сирия, Ливан, Ирак, Израиль пр.), религиозная нетерпимость в отношении христиан (Турция, Ирак, Сирия и пр.), не столь благоприятные социально-экономические условия, чуждая для армян социально-цивилизационная среда и т.д.

Результатом вышеперечисленных факторов является оскудение и истощение армянских общин Среднего Востока. Например, по сравнению с 50-ми гг. прошлого века в начале 21-го века численность армянской общины Ливана от 120 сократилась до 70-80 тысяч, Сирии – от 150 до 65-70 тысяч, Турции – от 200 до 80 тысяч, Ирана – от 140 до 80 тысяч и т.д. 3 Вследствие последнего сирийского кризиса, согласно руководителю армянских евангелистов Сирии Арутюну Селимяну, погибли более 250 представителей армянской общины. В результате гражданской войны численность армянской общины в этой стране сократилась почти вдвое. В результате иракской войны (2003г.), египетских внутриполитических потрясений на грани исчезновения оказались некогда процветающие армянские общины этих стран.

В смысле вызовов уникален и в некоторой степени противоречив постсоветский период, что обусловлено его социально-цивилизационным разнообразием.

В плане сохранения национального облика армянские общины постсоветского пространства стоят перед серьезными вызовами. В России, Грузии, на Украине и в других странах, в которых местная социально-цивилизационная среда не столь чужда для обосновавшихся армян, где армянство глубоко интегрировано в местные общества и носит на себе их социально-цивилизационное влияние, под серьезной угрозой оказывается сохранение составляющих национальной идентичности – языка, культуры, исторической памяти. Очевидно, что в условиях глубокой интегрированности в постсоветских странах широкое распространение имеют смешанные браки между армянами и представителями других национальностей.

Что же касается выживания армянских общин, следует отметить, что, хотя постсоветское пространство своей нестабильностью и конфликтами сегодня не сравнить со Средним Востоком, тем не менее, здесь также существуют и время от времени проявляются угрожающие безопасности армянских общин факторы. Периодически повторяющиеся внутриполитические потрясения, обострение замороженных конфликтов (например, пятидневная грузино-осетинская война 2008г.), проявления нетерпимости в отношении иностранцев, террористические акты (в основном в России) негативно влияют на армянские общины.

Сегодня самой неспокойной страной постсоветского пространства является Украина, с осени 2013г. испытывающая внутриполитические потрясения. Это, естественно, не может не воздействовать на многочисленную армянскую общину Украины, что, однако, пока что профессионально не изучалось.

Что же касается эмиграции, то, хотя в постсоветских странах социально-экономические условия не столь благоприятны, как в развитых странах Америки и Европы, однако численность армянских общин здесь не только не сокращается, но и увеличивается за счет мигрантов из Армении. И, несмотря на исламскую социально-цивилизационную среду постсоветских стран Среднего Востока, наличие в этих странах светских режимов пресекает религиозную нетерпимость в отношении армян и таким образом нейтрализуют их возможную эмиграцию.

Таким образом, несмотря на периодически потрясения и тенденции нестабильности в постсоветских странах, по большому счету у армянских общин здесь на сегодня нет проблем физической безопасности, поскольку они жизнеспособны и периодически пополняются. Единственным исключением можно считать Грузию, где численность армян как в советский, так и в постсоветский периоды регистрировала тенденцию стабильного сокращения. Вопрос связан с социально-экономическими трудностями, а также с проявлениями национализма во внутриполитической жизни Грузии.

Обобщая, отметим, что в рассеянных по миру армянских общинах в плане безопасности превалируют разные проблемы. Если в армянских общинах американского континента и Европы доминируют проблемы сохранения национального облика и смешанных браков, то армянские общины Среднего Востока в основном стоят перед вызовами выживания и эмиграции. Промежуточное место занимают армянские общины постсоветского пространства, где наличествуют проблемы как духовной безопасности, так и физического существования. Однако отсутствие эмиграции в этих общинах, а также перманентный приток армян в эти страны постоянно поддерживает жизнеспособность этих общин. Следовательно, у армянских общин постсоветского пространства сегодня нет проблемы окончательного исчезновения. В их случае основными вызовами, равно как и для армянских общин Америки и Европы, являются проблемы потери национальной идентичности и смешанные браки.

1 Налчаджян К., Родина и патриотизм (психологичексий анализ) // Безопасность Армении в контексте региональных военно-политических процессов. – Ер.: изд. ЕГУ, 2013, сс. 40-41.

2 Хотя отдельно взятые армяне благодаря своему таланту и трудолюбию смогли добиться больших успехов и высокого положения в обществах стран Среднего Востока.

3 Данные см.: Гаспарян С., Армянские общины диаспоры сегодня, контуры культурной жизни. – Ер.: Государственное издательство Армении, 1962, с. 246; энциклопедия «Армянская диаспора». – Ер.: изд. «Армянская энциклопедия», 2003, сс. 290, 508, 175, 235.

Ваграм Овян, Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
«Глобус» аналитический журнал, номер 5, 2014

Один ответ

  1. Можно конечно промолчать ,если автор не подписывался так
    громко-эксперт ! Что за центр ? Господа Вы идиоты . Так сложно
    говорить о простых вещах и ухитрится нечего не говорить.Вот
    это талант !!! Армяне бегают в США,Канаду , Лондон ,Францию
    надеясь на социальные подачки ! Во Франции образовался
    уникальное мафиозное сообщество -армяне которые ведут пропо
    ганду в Армении (продать все и деньги вкладывать в поездку )
    ВО Франции представители красного креста, юристы и местные
    чиновники-финансирование по линии красного креста, в реализаци просрочки и излишков местного производства ,рабочые места-обучение ,
    лечение ,подготовка специалистов -львиная доля финансов идет
    из центрального офиса красного креста (а там такие честные
    ребята боже упаси ) за откат . В США сейчась трудно , сразу
    чувствуется поток уменьшился . То же Англия . Немцы молодцы
    заставили работать моего племянника-знатный тунеядец .
    Только в России наплевать на приезжих-только работать .
    Есть возможность нормально устроится . Но ты сам по себе .
    В России можно с большим успехом проводить мероприятия по
    сохранению армянства
    1) Встречи и организации вечеринок по месту жительства
    2)Воскресные сборы молодых семей знакомств
    3)Исключить высокомерие боле успешных земляков при встречах
    4)Работа с молодежью -исключить дурацкую привычку учиться
    на финансиста и юриста ( ну нету в России таких специальност -ей если твой отец не банкир ) Потом зачем продавцу диплом ?
    5) Организация на местах фольклорных ансамблей , празднование дней Армении -только не формально. Вот
    формализм и губит все ! Да говорю простые вещи . Делается
    какие то грандиозные вещи для и САМОРЕКЛАМИ и Отчетности . Вот и получаем то что имеем .

Оставьте комментарий