или почему был отменен вечер, посвященный 145-летию армянского композитора Комитаса
Почитатели музыки обрадовались, когда узнали, что 20 мая 2014 года в Рахманиновском зале Московской консерватории будет вечер, посвященный 145-летию великого армянского композитора Комитаса. Но, самым важным для многих было то, что выступать в Рахманиновском зале Московской консерватории будет государственный хор Нагорно-Карабахской Республики — Арцах. Многие электронные средства массовой информации опубликовали эту информацию, сообщив, что это первое выступление хора Республики Арцах в Москве. Наравне с представителями армянской диаспоры, этот концерт с воодушевлением ждали и другие московские профессиональные почитатели таланта Комитаса. И вдруг, 20 мая 2014 года, накануне концерта, руководство Московской консерватории отказывает организаторам в проведении вечера посвященного 145-летию Комитаса в Рахманиновском зале.
До 20 мая 2014 г. многие российско-армянские общественные организации провели большую работу, по распространению информации и приглашению людей на концерт. Но, поступок Московской консерватории внес смуту в план данного мероприятия. Дело в том, что организаторы не смогли физически предупредить всех приглашенных о том, что концерт отменен, и что для его проведения ищут другое место. Проведение концерта в срочном порядке было перенесено в большой зал Армянского кафедрального храмового комплекса Святого Преображения.
И многие, в том числе я, не зная, про отмену мероприятия, приехали в Рахманиновский зал Московской консерватории.
Среди тех, кто пришел было много людей преклонного возраста из представителей московской интеллигенции, любителей музыки. Многие пришли со своими детьми.
Часть пришедших на концерт звонили, и выясняли, как доехать к новому месту проведения концерта – в Армянский кафедральный храмовый комплекс св. Преображения. Народ безропотно стал расходиться, некоторые стали ловить такси, другие на своих автомобилях, а третьи направились в сторону ближайшей станции метро.
Мужчина в толпе очень громко обсуждал с кем-то по телефону причины отказа проведения концерта. По его словам руководство консерватории отказало организаторам по причине не выполнения обязательств с их стороны, а точнее из-за не перечисленных денежных средств за аренду зала. И тут же в разговор включился молодой человек, который мужчине ответил, что это неправда, т.к. по его информации организаторы своевременно перечислили деньги. Одна семья, которые прибыли с двумя маленькими дочерьми, долго возмущались, говоря о том, что невозможно просто так, без основания взять и отменить концерт.
Май месяц в Москве выдался очень жарким, но люди не смотря на духоту все же приехали в центр Москвы. Многие представители землячества карабахских армян приехали на концерт из других областей, и часть из них приняли решение вернуться обратно домой. Было понятно по их настроению, что не только творческий вечер, но и весь день для них был испорчен.
Приняв решение провести своё журналистское расследование этой запутанной ситуации, в час пик по московским пробкам я отправился к новому месту проведения концерта.
К моему приезду зал уже был полностью заполнен, но желающих попасть на этот концерт подходило еще больше и больше с каждой минутой. Усталость и испорченное настроение от сложившейся ситуации вокруг данного мероприятия, были компенсированы волшебным пением хора и атмосферой в Храме во время концерта.
Творения Комитаса занимают особое место в армянской и мировой культуре и считаются основой национальной музыки.
… Я наслаждался выступлением хора! Их пение воспринималось как пение ангелов парящих в пространстве Храма. Звучное эхо их голосов было подобно пению птиц в горах. В тексте звучало много прекрасных слов о любви к своему ближнему, о дружбе между людьми и о величии любви как основы мироздания.
Все песни были исполнены без музыкального сопровождения — акапельно. Я видел как многие, не могли скрывать свои эмоции и слезы.
Для меня имя Комитас всегда связано с Геноцидом армян в Турции. Я отчетливо помню рассказ о жизни Комитаса, который рассказывала моя первая учительница. Я с детства уже знал о том, что Комитас сам увидел и ощутил на себе все ужасы Геноцида армян в Турции и в самый трудный момент он находился среди своего народа. Комитас впитал в себя всю боль многострадального народа, он своими глазами видел все ужасы деяния потомков диких турецких кочевников. Которые, имея свою историю всего 4-х веков, захватив в середине 15 века Византию со столицей Константинополис и создав своё молодое государство — Османскую империю, уничтожали живущий там народ. Армянский народ, который тысячелетиями жил на своей родине, и имел самое богатейшее культурное наследие.
24 апреля 1915 года, турецкое правительство решило осуществить одно из самых коварных преступлений в истории человечества – полное уничтожение целого народа. Которое в дальнейшем получило название Геноцид армян в Турции. Первым шагом, которого стал арест и уничтожение около 450 крупных представителей армянской диаспоры в Константинополисе.
Комитас фактически лично знал многих, кто стал жертвами, а одному его другу известному писателю, политическому деятелю, депутату Парламента Турции Григору Зограбу, потомки янычаров размозжили голову камнем.
Международная общественность заставила Турцию вернуть и освободить Комитаса. Но, Комитас, переживший всё ужасы Геноцида, и массовые убийства, не выдержав боль за свой народ, сошел с ума…
После завершения концерта, люди долгое время не хотели расходиться, они с восхищением делились своими впечатлениями от прекрасного выступления хора, а также обсуждали мотивы отказа Московской консерватории.
В этой суматохе я нашел организаторов мероприятия, и решил продолжить своё расследование.
В разговоре с ними, выяснилось, что после получения информации об отказе в аренде, мотивируя якобы тем, что Московская консерватория не получила денежные средства за аренду зала, организаторы поехали к руководству консерватории с целью решить данную проблему. В качестве доказательства представили банковскую выписку о том, что денежные средства ещё 13 мая 2014 г. были перечислены на счет консерватории. Кроме того, предложили ещё и второй вариант, до поступления средств на банковский счет, оставить в качестве залога – сумму наличными. Но, получили отказ в категоричной форме.
В тот же вечер, придя домой после концерта, я получил от своих друзей несколько ссылок с информацией, в которых в определенной части объяснялся отказ Московской консерватории в предоставлении зала в аренду.
Проанализировав всю полученную информацию, я пришел к выводу, что руководство Московской консерватории, мягко говоря, сильно лукавит, а отмена концерта в Рахманиновском зале была сделана намеренно, по требованию азербайджанской стороны. А якобы не полученные денежные средства за аренду, это слабая попытка руководства Московской консерватории оправдать свой отказ в проведении концерта.
Некоторые азербайджанские сайты, на грани истерики размещали материалы с кричащими фразами: «Завтра между Баку и Москвой может произойти дипломатический скандал». Ив духе азербайджанских истерично-журналистских методов, выражали свой страх и негодование.
Оказывается, что выступление хора Нагорного Карабаха так напугало, политиков из Апшерона, что они задействовали весь состав азербайджанского посольства во главе посла Полад Бюль-Бюль Оглы (поющего соловея) и Всероссийского азербайджанского конгресса.
Иногда становиться смешно над такой активностью определенной части журналистов и политиков. Им ещё стоило бы организовать многотысячный пикет перед консерваторией. Понятно, что все эти агрессивные действия были осуществлены с целью оказания давления на руководство Московской консерватории.
Вот что пишет, один из азербайджанских сайтов: «Кроме того, мы связались с директором Департамента концертной деятельности Московской государственной консерватории имени Чайковского Виталием Катковым, до сведения которого довели недопустимость предоставления сцены карабахским сепаратистам. В свою очередь, В. Катков ответил, что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления».
А через 4 часа этот же сайт с пафосом сообщает, что источник из консерватории им сообщил следующее: «Мы не знали, кто именно будет выступать в Рахманиновском зале. Когда же узнали, было принято решение отменить завтрашнее выступление. Информация об этом также уже удалена с нашего сайта».
Вот я и рекомендую руководству Московской консерватории анализировать содержание и суть вышеизложенных материалов опубликованных на сайте vesti.az. Дело в том, что не только у меня, но и у многих других, после ознакомления может сложиться такое мнение, что Московская государственная консерватория им. Чайковского является подразделением азербайджанского посольства.
И все вышеизложенное доказывает, что мотивы отказа консерватории является выдуманным.
Ради истины я хотел встретиться с директором департамента консерватории господином Виталием Катковым и задать ему несколько вопросов:
— Подтверждает ли он, что отмена концерта была осуществлена по требованию азербайджанской стороны?
— Подтверждает ли он свои слова, опубликованные на сайтеvesti.az«Что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления»?
— Если он подтверждает, что причиной отказа в проведении концерта были финансовые вопросы, почему тогда публично не опровергает информацию азербайджанских СМИ?
Чтобы соблюсти все нормы журналистского расследования, я несколько раз 23 и 26 мая звонил директору Департамента концертной деятельности Московской государственной филармонии имени Чайковского Виталию Каткову. Секретарь господина Каткова сначала ответила, что он на месте, но повторно выяснив личность и цель звонка, через пару минут ответила, что он сильно занят. И сразу же дополнила, что ответ по отказу предоставления зала консерватории они отправили в армянское посольство. Я ещё больше удивился, ответив секретарю, что я российский журналист, и не имею никакого отношения к армянскому посольству, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в рамках журналистского расследования хотел задать несколько вопросов господину Капкову, относительно его высказываний распространенных азербайджанскими СМИ. Последний раз я позвонил 27 мая, но секретарь вновь узнав, что это я и звоню по данному вопросу, ответила «без комментариев» и сразу положила трубку.
Мне стало понятно, что культурное мероприятие по вине некоторых чиновников из Московской государственной филармонии им. Чайковского было превращено в политический скандал, который не делает чести данному храму культуры.
Кстати сказать, 20 мая после окончания концерта, я успел побеседовать с разными людьми и узнать их мнение о данноминциденте. Пожилой человек, который подошел ко мне сам и представился Виктором Алексеевичем, был очень возмущен поведением руководства Московской консерватории и извинился за них. Он ещё долго и много говорил, о том, что Россия и Армения, союзники и стратегические партнеры, и о том, что маленькая Армения в отличие от других государств не испугалась, и поддержала в числе 12 стран позицию России по Крымскому вопросу в ООН. Другой мой собеседник – Вардан, заявил, что он не представляет, чтобы в случае выступления хора Крыма в Армении случилось подобное. По его словам армяне в Ереване бесплатно бы предоставили все необходимое для проведения концерта…
Женщина писатель говорила, что не стоит смешивать политику с музыкой и культурой. И привела пример травли Валерия Гергиева на Западе из-за его позиции по вопросу Крыма. Продолжая тему данной статьи, хотелось бы напомнить некоторым чиновникам из Московской консерватории им. Чайковского, что Валерий Гергиев написал письмо, в котором призвал страны продолжать диалог, подчеркнув, что музыка способна только укреплять дружбу народов.
В этот же вечер я встретился с двумя певцами из карабахского хора. Они сказали, что часто ездят с концертами по всему миру, и это фактически первый случай, когда так неожиданно отменяют их концерт. Также один из них рассказал, что в 90-е годы, когда азербайджанцы устроили массированный обстрел Степанакерта, он будучи семилетним мальчиком пел в подвале, потому что пение снимало страх… И несмотря на жертвы оно давало людям уверенность в завтрашнем дне…
Подведя итоги своего журналистского расследования, можно сделать следующие выводы, что концерт в Московской консерватории имени Чайковского посвященный 145-летию Комитаса, был отменен фактически по политическим мотивам. И азербайджанцы за благодарность могут отправить господину Виталию Капкову, бочонок черной икры, а еще и ведро азербайджанской черешни в придачу.
Арам Хачатрян
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ РУССКО-АРМЯНСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ (Москва)
Filed under: Information War / Информационная война, Moscow Armenian Community / Армянская диаспора Москвы |
Вообще это безобразие. Азербайджанцы, да они ведут себя нагло везде. Но, здесь ответственность лежит на тех, которые отказались предоставить зал для выступления. Думаю, необходимо это дело довести до конца и виновные должны отвечать за все это. Азербайджанцы, возможно и взятки предложили, черт их знает.
Кто такие укропники знают все, блин тут еще и под ногами суки путаются.
Ущербные козлы, сами ничто и никто и другим жить не дают, бараны алтайские.
Спасибо автору статьи за инициативу в расследовании этого события.
Руководство Московской консерватории оказалось сборищем трусливых, продажных, политически безграмотных ,заносчивых людей. С ними всё ясно.Не удивлюсь, что этот самый В.Катков, ничтоже сумняшеся, будет трындеть об углублении армяно-российских творческих контактов,, об армянском вкладе в мировую музыкальную культуру и пр. на каком-нибудь дежурном мероприятии в будущем.
У меня другие вопросы.Где всё это время было посольство Армении в России? Где представительство НКР в России? Почему нет реакции Министерств культуры Армении и НКР? Где, наконец, САР и его руководитель А.Абрамян? Где другие армянские общественные организации? Наши СМИ?
Думаю, что этот позорный инцидент не должен пройти незамеченным и в Армении и в НКР. В той или иной форме, адекватная реакция на такие явно недружественные действия руководства Московской консерватории обязательно должна последовать.Если мы себя уважаем.
Искусства не знает границ и он спасёт мир,но если на него распространяют нормы политики и рамки идеологии ,то в док.фильме «Обыкновенный фашизм» Рома и Симонова это называется фашизмом.Значит за это в ответе руководитель за подбор таких кадров (в рамках города) и министр культуры,разрешающее такой подход к искусству и дискриминацию.В многонациональной России во что это вылиться?Во первых надо думать а потом принять решение и исходить из понятий реальности а не мифических предположений.Для этого есть МИД России..
Господа понятно Ваше праведная возмущение ! Каждому
нормальному человеку оскорбительно. А сколько организации
дружащие с русскими ??? БЕСЧИСЛЕННО . Кто то среагировал ??
Не кто -НОЛЬ . Вот эти организации виноваты , что армяне
не организованные . Такое отношение и в Армении . Это рак
под названием «правительство » А по хорошему этих козлов
можно было бы поставить буквой г за два счета
Побеждая апшеронцев на поле битвы, армяне проигрывают им во всех остальных сферах. А знаете почему? Наша властная элита ворует и гонит народ из страны, церковная элита разобщает нацию, а диаспорная — служит лишь своим местным хозяевм, чтобы не трогали их бизнес.
А где заявление обычно наводнявшего ими информпространство Координационного Совета армянских организаций Москвы? Его координатор Арам Хачатрян проводит журналистское расследование, а выступить официально не решается?
Мне кажется, это достигнутое «компромиссное решение» такое же позорное, они не понимают ничего и никогда не поймут…
2-3 хороших юриста и все……
Никто больше не нужен….
Следующий рас зал Московской консерватории бесплатно бы отдали.
Нам надо научится действовать как действуют евреи…..
Они этого продажного директора давно бы сняли с должности нах***