Скандал в Московской консерватории им. Чайковского

или почему был отменен вечер, посвященный 145-летию армянского композитора Комитаса
Почитатели музыки обрадовались, когда узнали, что 20 мая 2014 года в Рахманиновском зале Московской консерватории будет вечер, посвященный 145-летию великого армянского композитора Комитаса. Но, самым важным для многих было то, что выступать в Рахманиновском зале Московской консерватории будет государственный хор Нагорно-Карабахской Республики — Арцах. Многие электронные средства массовой информации опубликовали эту информацию,  сообщив, что это первое выступление хора Республики Арцах в Москве. Наравне с представителями армянской диаспоры, этот концерт с воодушевлением ждали и другие московские профессиональные почитатели таланта Комитаса. И вдруг, 20 мая 2014 года, накануне концерта, руководство Московской консерватории отказывает организаторам в проведении вечера посвященного 145-летию Комитаса в Рахманиновском зале.

До 20 мая 2014 г. многие российско-армянские общественные организации провели большую работу, по распространению информации и приглашению людей на концерт.  Но, поступок Московской консерватории внес смуту в план данного мероприятия. Дело в том, что организаторы не смогли физически предупредить всех приглашенных о том, что концерт отменен, и что для его проведения ищут другое место. Проведение концерта в срочном порядке было перенесено в большой зал Армянского кафедрального храмового комплекса Святого Преображения.

И многие, в том числе я, не зная, про отмену мероприятия, приехали в Рахманиновский зал Московской консерватории.

Среди тех, кто пришел было много людей преклонного возраста из представителей московской интеллигенции, любителей музыки. Многие пришли со своими детьми.

Часть пришедших на концерт звонили, и выясняли, как доехать к новому месту проведения концерта – в Армянский кафедральный храмовый комплекс св. Преображения. Народ безропотно стал расходиться, некоторые стали ловить такси, другие на своих автомобилях, а третьи направились в сторону ближайшей станции метро.

Мужчина в толпе очень громко обсуждал с кем-то по телефону причины отказа проведения концерта. По его словам руководство консерватории отказало организаторам по причине не выполнения обязательств с их стороны, а точнее из-за не перечисленных денежных средств за аренду зала. И тут же в разговор включился молодой человек, который мужчине ответил, что это неправда, т.к. по его информации организаторы своевременно перечислили деньги. Одна семья, которые прибыли с двумя маленькими дочерьми, долго возмущались, говоря о том, что невозможно просто так, без основания взять и отменить концерт.

Май месяц в Москве выдался очень жарким, но люди не смотря на духоту все же приехали в центр Москвы. Многие представители землячества карабахских армян приехали на концерт из других областей, и часть из них приняли решение вернуться обратно домой.  Было понятно по их настроению, что не только творческий вечер, но и весь день для них был испорчен.

Приняв решение провести своё журналистское расследование этой запутанной ситуации, в час пик по московским пробкам я отправился к новому месту проведения концерта.

К моему приезду зал уже был полностью заполнен, но желающих попасть на этот концерт  подходило еще больше и больше с каждой минутой. Усталость  и  испорченное настроение от сложившейся ситуации вокруг данного мероприятия,  были компенсированы волшебным пением  хора и атмосферой в Храме во время концерта.

Творения Комитаса занимают особое место в армянской и мировой культуре и считаются основой национальной музыки.

… Я наслаждался  выступлением хора!  Их пение воспринималось как пение ангелов парящих в  пространстве  Храма. Звучное эхо их голосов было подобно пению птиц в горах. В тексте звучало много прекрасных слов о  любви к своему ближнему, о дружбе между людьми и о величии любви  как основы мироздания.

Все песни были исполнены без музыкального сопровождения — акапельно. Я видел как многие, не могли скрывать свои эмоции и слезы.

Для меня имя Комитас всегда связано с Геноцидом армян в Турции. Я отчетливо помню рассказ о жизни Комитаса, который рассказывала моя первая учительница. Я с детства уже знал о том, что  Комитас сам увидел и ощутил на себе все ужасы Геноцида армян в Турции и в самый трудный момент он находился среди своего народа. Комитас впитал в себя всю боль многострадального народа, он своими глазами видел все ужасы деяния потомков  диких турецких кочевников. Которые, имея свою историю всего 4-х веков, захватив в середине 15 века Византию со  столицей Константинополис и создав  своё молодое государство — Османскую империю, уничтожали живущий там народ. Армянский народ, который тысячелетиями жил на своей родине, и имел самое богатейшее культурное наследие.

24 апреля 1915 года, турецкое правительство решило осуществить одно из самых коварных преступлений в истории человечества – полное уничтожение целого народа. Которое в дальнейшем получило название Геноцид армян в Турции. Первым шагом, которого стал арест и уничтожение около 450 крупных представителей армянской диаспоры в Константинополисе.

Комитас фактически  лично знал многих, кто стал жертвами, а одному его другу известному писателю, политическому деятелю, депутату Парламента Турции Григору Зограбу, потомки янычаров размозжили голову камнем.

Международная общественность заставила Турцию вернуть и освободить  Комитаса.  Но, Комитас, переживший всё ужасы Геноцида, и массовые убийства, не выдержав боль за свой народ, сошел с ума…

После завершения концерта,  люди  долгое время не хотели расходиться, они с восхищением делились своими впечатлениями от прекрасного выступления хора, а также обсуждали  мотивы отказа Московской консерватории.

В этой суматохе я нашел организаторов мероприятия, и решил продолжить своё расследование.

В разговоре с ними, выяснилось, что после получения информации об отказе в аренде, мотивируя якобы  тем, что Московская консерватория не получила денежные средства за аренду зала, организаторы поехали к руководству консерватории с целью решить данную проблему. В качестве доказательства представили банковскую выписку о том, что денежные средства ещё 13 мая 2014 г. были перечислены на счет консерватории. Кроме того, предложили ещё и второй вариант, до поступления средств на банковский счет, оставить в качестве залога –  сумму наличными. Но, получили отказ в категоричной форме.

В тот же вечер, придя домой после концерта,  я получил от своих друзей несколько ссылок с информацией, в которых в определенной части объяснялся отказ Московской консерватории в предоставлении  зала в аренду.

Проанализировав всю полученную информацию, я пришел к выводу, что руководство Московской консерватории, мягко говоря, сильно лукавит, а отмена концерта в Рахманиновском зале была сделана намеренно, по требованию азербайджанской стороны. А якобы не полученные денежные средства за аренду, это слабая попытка руководства Московской консерватории оправдать свой отказ в проведении концерта.

Некоторые азербайджанские сайты, на грани истерики размещали материалы с кричащими фразами: «Завтра между Баку и Москвой может произойти дипломатический скандал». Ив духе азербайджанских истерично-журналистских методов, выражали свой страх и негодование.

Оказывается, что выступление хора Нагорного Карабаха так напугало, политиков из Апшерона, что они задействовали весь состав азербайджанского посольства во главе посла Полад Бюль-Бюль Оглы (поющего соловея) и Всероссийского азербайджанского конгресса.

Иногда становиться смешно над такой активностью определенной части журналистов и политиков. Им ещё стоило бы организовать многотысячный пикет перед консерваторией. Понятно, что все эти агрессивные действия были осуществлены с целью оказания давления на руководство Московской консерватории.

Вот что пишет, один из азербайджанских сайтов: «Кроме того, мы связались с директором Департамента концертной деятельности Московской государственной консерватории имени Чайковского Виталием Катковым, до сведения которого довели недопустимость предоставления сцены карабахским сепаратистам. В свою очередь, В. Катков ответил, что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления».

А через 4 часа этот же сайт с пафосом сообщает, что источник из консерватории им сообщил следующее: «Мы не знали, кто именно будет выступать в Рахманиновском зале. Когда же узнали, было принято решение отменить завтрашнее выступление. Информация об этом также уже удалена с нашего сайта».

Вот я и рекомендую руководству Московской консерватории анализировать содержание и суть вышеизложенных материалов опубликованных на сайте vesti.az. Дело в том, что не только у меня, но и у многих других, после ознакомления может сложиться такое мнение, что Московская государственная консерватория им. Чайковского  является подразделением азербайджанского посольства.

И все вышеизложенное доказывает, что мотивы отказа консерватории является выдуманным.

Ради истины я хотел встретиться с директором департамента консерватории господином Виталием Катковым и задать ему несколько вопросов:

— Подтверждает ли он, что отмена концерта была осуществлена по требованию азербайджанской стороны?

— Подтверждает ли он свои слова, опубликованные на сайтеvesti.az«Что был не в курсе факта предоставления сцены карабахским сепаратистам и пообещал принять соответствующие меры для отмены выступления»?

— Если он подтверждает, что причиной отказа в проведении концерта были финансовые вопросы, почему тогда публично не опровергает информацию азербайджанских СМИ?

Чтобы соблюсти все нормы журналистского расследования, я несколько раз 23 и 26 мая звонил директору Департамента концертной деятельности Московской государственной филармонии имени Чайковского Виталию Каткову. Секретарь господина Каткова сначала ответила, что он на месте, но повторно выяснив личность и цель звонка, через пару минут ответила, что он сильно занят. И сразу же дополнила, что ответ по отказу предоставления зала консерватории они отправили в армянское посольство. Я ещё больше удивился, ответив секретарю, что я российский журналист, и не имею никакого отношения к армянскому посольству, и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в рамках журналистского расследования хотел задать несколько вопросов господину Капкову, относительно его высказываний распространенных азербайджанскими  СМИ.  Последний раз я позвонил 27 мая, но секретарь вновь узнав, что это я и звоню по данному вопросу, ответила «без комментариев» и сразу положила трубку.

Мне стало понятно, что культурное мероприятие по вине некоторых чиновников из Московской государственной филармонии им. Чайковского было превращено в политический скандал,  который не делает чести данному храму культуры.

Кстати сказать, 20 мая после окончания концерта, я успел побеседовать с разными людьми и узнать их мнение о  данноминциденте. Пожилой человек, который подошел ко мне сам и представился Виктором Алексеевичем, был очень возмущен поведением руководства Московской консерватории и извинился за них. Он ещё долго и много говорил, о том, что Россия и Армения, союзники и стратегические партнеры, и о том, что маленькая Армения в отличие от других государств не испугалась, и поддержала в числе 12 стран позицию России по Крымскому вопросу в ООН. Другой мой собеседник – Вардан, заявил, что он не представляет, чтобы в случае выступления хора Крыма в Армении случилось подобное. По его словам армяне в Ереване бесплатно бы предоставили все необходимое для проведения концерта…

Женщина писатель говорила, что не стоит смешивать политику с  музыкой  и  культурой. И привела пример травли Валерия Гергиева на Западе из-за его позиции по вопросу Крыма. Продолжая тему данной статьи, хотелось бы напомнить некоторым чиновникам из Московской консерватории им. Чайковского, что Валерий Гергиев написал письмо, в котором призвал страны продолжать диалог, подчеркнув, что музыка способна только укреплять дружбу народов.

В этот же вечер я встретился с двумя певцами из карабахского хора. Они сказали, что часто ездят с концертами по всему миру, и это фактически первый случай, когда  так  неожиданно отменяют их концерт. Также  один из них рассказал, что в 90-е годы, когда азербайджанцы устроили массированный обстрел Степанакерта, он  будучи семилетним мальчиком  пел в подвале, потому что пение снимало  страх… И несмотря на жертвы оно давало людям уверенность в завтрашнем дне…

Подведя итоги своего журналистского расследования, можно сделать следующие выводы, что концерт в Московской консерватории имени Чайковского посвященный 145-летию Комитаса, был отменен фактически по политическим мотивам. И азербайджанцы за благодарность могут отправить господину Виталию Капкову, бочонок черной икры, а еще и ведро азербайджанской черешни в придачу.

Арам Хачатрян
ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ РУССКО-АРМЯНСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ (Москва)

 

комментариев 10

  1. Вообще это безобразие. Азербайджанцы, да они ведут себя нагло везде. Но, здесь ответственность лежит на тех, которые отказались предоставить зал для выступления. Думаю, необходимо это дело довести до конца и виновные должны отвечать за все это. Азербайджанцы, возможно и взятки предложили, черт их знает.

  2. Кто такие укропники знают все, блин тут еще и под ногами суки путаются.

  3. Ущербные козлы, сами ничто и никто и другим жить не дают, бараны алтайские.

  4. Спасибо автору статьи за инициативу в расследовании этого события.
    Руководство Московской консерватории оказалось сборищем трусливых, продажных, политически безграмотных ,заносчивых людей. С ними всё ясно.Не удивлюсь, что этот самый В.Катков, ничтоже сумняшеся, будет трындеть об углублении армяно-российских творческих контактов,, об армянском вкладе в мировую музыкальную культуру и пр. на каком-нибудь дежурном мероприятии в будущем.

    У меня другие вопросы.Где всё это время было посольство Армении в России? Где представительство НКР в России? Почему нет реакции Министерств культуры Армении и НКР? Где, наконец, САР и его руководитель А.Абрамян? Где другие армянские общественные организации? Наши СМИ?

    Думаю, что этот позорный инцидент не должен пройти незамеченным и в Армении и в НКР. В той или иной форме, адекватная реакция на такие явно недружественные действия руководства Московской консерватории обязательно должна последовать.Если мы себя уважаем.

  5. Искусства не знает границ и он спасёт мир,но если на него распространяют нормы политики и рамки идеологии ,то в док.фильме «Обыкновенный фашизм» Рома и Симонова это называется фашизмом.Значит за это в ответе руководитель за подбор таких кадров (в рамках города) и министр культуры,разрешающее такой подход к искусству и дискриминацию.В многонациональной России во что это вылиться?Во первых надо думать а потом принять решение и исходить из понятий реальности а не мифических предположений.Для этого есть МИД России..

  6. Господа понятно Ваше праведная возмущение ! Каждому
    нормальному человеку оскорбительно. А сколько организации
    дружащие с русскими ??? БЕСЧИСЛЕННО . Кто то среагировал ??
    Не кто -НОЛЬ . Вот эти организации виноваты , что армяне
    не организованные . Такое отношение и в Армении . Это рак
    под названием «правительство » А по хорошему этих козлов
    можно было бы поставить буквой г за два счета

  7. Побеждая апшеронцев на поле битвы, армяне проигрывают им во всех остальных сферах. А знаете почему? Наша властная элита ворует и гонит народ из страны, церковная элита разобщает нацию, а диаспорная — служит лишь своим местным хозяевм, чтобы не трогали их бизнес.

  8. А где заявление обычно наводнявшего ими информпространство Координационного Совета армянских организаций Москвы? Его координатор Арам Хачатрян проводит журналистское расследование, а выступить официально не решается?

  9. Мне кажется, это достигнутое «компромиссное решение» такое же позорное, они не понимают ничего и никогда не поймут…

  10. 2-3 хороших юриста и все……
    Никто больше не нужен….
    Следующий рас зал Московской консерватории бесплатно бы отдали.
    Нам надо научится действовать как действуют евреи…..
    Они этого продажного директора давно бы сняли с должности нах***

Оставьте комментарий