Модест Колеров: Армения формулирует новую политику в отношении России

Ровно настолько, насколько тактически случайным стало преждевременное продление срока пребывания российской военной базы на территории Армении, не случайными стали для Армении последовательные, публичные и высокого бюрократического уровня шаги по дистанцированию от России.

Речь идёт о том, что обновляющаяся армянская власть, целью которой теперь становится максимальное освобождение государства от олигархических сделок и монополизация всей административной ренты в руках правящей бюрократии, то есть её «технократическое» превращение, обоснованно видит именно в России источник олигархических богатств и необоснованно ищет на Западе источник независимой технократической власти.

Перед лицом новых президентских выборов, которые знаковая фигура американского аналитика армянского происхождения уже назвала безальтернативными, власть Армении намерена исключить саму возможность даже теоретической альтернативы, будь она связана с деньгами «уполномоченных» внутриармянских олигархов, демократической оппозицией или деньгами русских армян. Российские инвестиции в страну, как и везде вне Армении, политическим фактором не были и не будут, что, в частности, блестяще продемонстрировало исключительно лояльное поведение российского капитала в Грузии во время войны 2008 года. О таких инвестициях волноваться не надо: они безропотно делятся с местными административной рентой, строят островную инфраструктуру и склоняют голову перед самым нелицеприятным законом.

«Уполномоченным» олигархам будет указано на незаконность происхождения их капиталов. Демократической оппозиции будет указано на растущее военно-политическое сотрудничество с США — без неё. Русским армянам будет указано на аппетиты русского империализма, пожизненно виноватого перед армянством. Но альтернатива нужна — и, первую очередь, в интересах русского армянства и представляющей их России, чтобы патриотический долг и историческая солидарность не измерялись только денежными переводами из России.

Вот от этой потенциальной угрозы превращения трансфертной зависимости в зависимость электоральную и готовится избавить себя армянская власть накануне президентских выборов 2013 года. Поэтому массовое бегство от социальной нищеты из Армении в Россию, называемое трудовой миграцией, признано угрозой для государственной безопасности. Поэтому российская программа государственной поддержки переселения соотечественников (то есть ускоренной легализации и законной защиты тех же мигрантов) названа вредной для национальных интересов Армении. Создаётся впечатление, что наилучшим соответствием национальным интересам — теперь, когда сотням тысяч переселенцев из Армении в Россию уже никогда не дождаться на своей родине рабочих мест — была бы голодная смерть отказавшихся от миграции и полное бесправие тех, кто прорвался в Россию.

Именно поэтому премьер-министр Армении Тигран Саркисян — в, мягко говоря, кричащее противоречие с исторической, экономической и технологической практикой — громко и демонстративно стал утверждать, что Армения не может вступить (в спасительный для её антиолигархической экономики) Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана (ТС). Ибо нет с ним общей границы и не имеет в истории таких прецедентов. И тут же вступает в Зону свободной торговли (ЗСТ) СНГ, хотя тоже не имеет с ней общей границы. Хотя для отмены 75% таможенных пошлин в рамках ЗСТ технически общая граница и не нужна, а дающее отмену 100% таможенных пошлин (нынешнее избирательное и монопольное почти-освобождение от которых и порождает самую беспардонную олигархию) дистанционное участие в ТС на деле имеет исторические прецеденты. Затем оказывается, что встающая за ТС перспектива Евразийского союза, куда — даже после заманивания столь непригодных Киргизии и Таджикистана — Армению даже не зовут, для Армении тоже «исторически» неприемлема. Ибо, в отличие от мифического участия в Европейском союзе, переживающем, наверное, самый прекрасный, самый греческий период своего благосостояния и расцвета, в Евразийском союзе — Армении слышится неприемлемый звук «з».

Тигран Саркисян, разумеется, политически не переживёт президентских выборов 2013 года. Но его самоотверженная, хоть и уязвимая, борьба против слишком обязывающих интеграционных связей Армении с Россией имеет все шансы лечь в основу новой, «технократической» политики Армении в северном направлении.

Я намеренно не касаюсь здесь многочисленных геополитических факторов, которые сковывают свободу Армении в перемене своих внешнеполитических приоритетов. Да и, честно говоря, в условиях почти симметричного военно-технического сотрудничества России с Арменией и Азербайджаном, в условиях идентичного именования Россией обоих, не на жизнь, а на смерть противостоящих друг другу противников, — своими «стратегическими партнёрами», дипломатическая риторика всегда поможет скрыть то, что перед лицом Ирана, Турции, Курдистана, Грузии, Азербайджана, — перед задачей Нагорного Карабаха — Россия мало чем может помочь Армении в её несвободе. Россия, вероятно, имеет в запасе свою особую, ещё не исполненную роль в судьбе Нагорного Карабаха, но она может остаться невостребованной в Ереване. Точно так же принудительная экономическая конфедерация Армении с Грузией в крайний момент могла бы стать единственным достойным сценарием для Еревана, но он сделает всё, чтобы не довести его до конца, ибо просто утратит свою государственность.

Я не касаюсь этих хорошо известных узлов потому, что новая, «технократическая» перспектива Армении имеет своим образцом не многоуровневую сеть взаимозависимых региональных обстоятельств Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, а потому, что она хотела бы «выскочить» из этой патовой сети, в которой почти неизбежно окажется проигравшей. «Технократическая» перспектива берёт своим образцом трагически пошатнувшиеся в период простимулированных США и Саудовской Аравией «арабских революций» отношения США и Израиля, в которых Израиль — ось вне координат, центр вне периферии, особый партнёр США на Востоке. Эта перспектива предполагает, что Армения хочет стать таким особым партнёром США в Закавказье.

И новому партнёру менее всего нужны таможенно-олигархическая политическая система, диаспоральные посредники и, главное, российские соглядатаи. Цена такого партнёрства в пространстве президентских выборов в Армении — передача всей полноты внешней легитимации нового режима в руки США, контролируемых ими наблюдателей из Израиля и прочих красноречивых механизмов. Только от них теперь зависит, насколько демократичными, конкурентными и прозрачными будут выборы в Армении, насколько вообще будет услышан в США её «технократический» проект.
ИА REGNUM

Наша реплика: Чрезвычайно любопытный текст!
Это уже не просто свод некоторых констатаций, выраженных намеренно оскорбительным для «южного уха» языком. Это игра на более «тонких струнах». Здесь и «утечка» (якобы) о принудительной экономической конфедерации Армении с Грузией, (читай: подчинение Грузии через силовое конфидерирование с Арменией с возможным расчленением Грузии), и сигнал местной бюрократии о «независимости от политической кон’юктуры административной ренты со стороны российского бизнеса», а главное — контроль и наблюдение со стороны Израиля. Т.е.»желать стать Израилем-2 означает стать подконтрольным Израилю-1″.
Таким образом, делается серьезное предупреждение, что Армении не удастся:
1- обрести реальную независимость
2 — «играть» напрямую с США
3 — избавиться от перспективы «супервайзерства» Турции или Израиля

комментариев 5

  1. Армения затеяла очень опасную игру. Армянская коррумпированная власть не считается с мнением армян диаспоры, ведет абсолютно глупую и бесперспективную, опасную внешнюю политику. Армения заигрывает сегодня то с западными странами, то пытается с турками наладить отношения с помощью «футбольной дипломатии». Армения рискует потерять свою независимость. Наши внешние границы сегодня охраняются Россией, и Россия гарантирует сегодня независимость Армении. Но, теперь слышны оттуда упреки в адрес России. Очень жаль.

    • Очень жаль что есть такие армяне которые не понимают что СУВЕРЕННОЕ государство должно САМО охранять свои границы.

  2. Ясень пень, откуда и с чьей санкции идут эти разговоры и этот блатной тон обращения кремлевских «придворных певцов» Колерова, Ленотьева в адрес армян и армянской государственности. Россия набивает себе цену и по ходу, шантажирует. Велика возможность что этот шантаж может стать действительностью. Свидетельством тому — 1920 год и Московский договор. Ей бы покаяться.
    Если Россия всего этого не понимает или понимая, не считает нужным считаться (каламбур получился) с этим — это её и только её проблемы.
    Меж тем, есть у России уникальный шанс решить вопрос да еще пополнить число участников своего Евразийского союза не одним, а сразу двумя участниками. Заодно и зря не переплачивать леонтьевым и колеровым за то, чтобы те по команде подали голос. Этот шанс — признать независимость НКР и принять сразу два заявления о вступлении — от Республики Армения и от Республики Арцах.
    А так, любимая Русь хочет и масло съесть и по-леонтьеву поступить. Так не бывает. Вернее — так она с нами поступила не раз, но на этот раз номер вряд ли пройдет. Если она свои нефть и газ чтит так высоко, то пусть знает что для нас тоже кое-что имеет цену. В данном контексте — это признание ею Арцаха и его включение в интеграционные процессы.

  3. Ваша запись была переопубликована на сайте blognews. Спасибо

  4. Всегда легче всего советовать критиковать и обличать конечно нынешние власти не агнцы но давайте будем справедливы в Армении в последнии столетия отсутсвовала государственность за исключением короткого времени 20годов в советское же время государственность была чисто номинальной следовательно на начало развала СССР в Армении не было политиков имеющих опыта работы в стране которая должна функционировать независимо исходя из своих интересов к власти пришли люди из среды интелигенции образованные но не имеющие опыта работы государственными чиновниками может быть они и хотели создать государственный аппарат идеальный но у них не хватило знаний и опыта кроме всего этого страна перенесла серьезнийшие природные катаклизмы и ожесточенную войну народ получил глубочайшую травму к власти в такие времена всегда прилипают массы проходимцев которые хотят в мутной воде половить рыбку и зачастую им это удаеться они что смогли разворовали и сбежали по разным странам в основном Россию где многие из них успешно проживают и по сей день в данное время в государственное управление вовлекаются новое поколение чиновников уже получивших новое образование и опыт работы в независимом государстве новый тип мышления и естественно они первую очередь должны соблюдать интересы своей страны как это делают политики России США Европы надо у них учиться отстаивать свои интересы жестко как они это делают а для того что-бы они с тобою считались надо развивать свою промышленность где у нас есть кадры и традиции легкая военная электроника телекоммуникации и само собой должна быть дубина в руках в виде сильной армии имеющей мощную огневую силу и очень надежные интеликтуальные спецслужбы и само собой должен быть умный МИД вот тогда с нами будут считаться и уважать

Оставьте комментарий