Комментарий «Юсисапайла»: О решении Конституционного совета Франции

Принятие обоими палатами парламента Франции законопроекта Валери Буайе о криминализации отрицания геноцидов вызвало эйфорию среди армян мира и, соответственно, бурю негодования азеротурков. Из Парижа был отозван посол Турции,  в Анкаре объявили об экономических санкциях против Франции, потом стали обхаживать  сенаторов, не участвовавших в голосовании. Именно эти «прогульщики» памятного заседания Сената и обратились в Конституционный совет Франции с просьбой оценить конституционность принятого закона Буайе.

Решение этой инстанции ввергло  армян в состояние растерянности и разочарования, а  вот азеротурки радуются и кидают чепчики в воздух.
Наши аналитики, политологи и различного рода деятели высказывают свои соображения по поводу происшедшего, пытаясь найти политическую, а то и цивилизационную подоплеку, а у нас возникает весьма резонный вопрос: позвольте, а читал ли кто-нибудь сам текст законопроекта?

Приходится напомнить, что в первоначальной редакции законопроект касался «наказания за отрицание геноцида армян». После рассмотрения текста в комиссиях Национального собрания формулировка была заменена на «наказание за отрицание геноцидов, признанных законодательством». Текст предполагает год тюрьмы и 45 тысяч евро штрафа тем, кто отрицает признанный законом геноцид.
Во Франции признаны два геноцида: холокост (закон 1990 года) и геноцид армян (закон 2001 года). Наказание за отрицание холокоста законом уже предусмотрено — на его основании французские суды неоднократно выносили приговоры, в том числе, деятелям крайне правого «Национального фронта» Франции. Поэтому речь шла, прежде всего, о геноциде армян в Османской империи в 1915 году.  И вот законопроект Буайе и  был направлен не на однозначное «повышение ранга» геноцида армян, а на паритетность отношения к геноцидам как таковым. Другими словами,  если различные во времени и географии события признаны геноцидом, то не должно быть разницы в отношении к этим геноцидам: или все геноциды нельзя безнаказанно отрицать, или можно и тоже все — без исключения. Признав антиконституционным закон, касающийся «наказания за отрицание геноцидов, признанных законодательством», Конституционный Совет Франции, таким образом, признал антиконституционным наказание и за отрицание холокоста.
Т.е. оба события, признанных Францией соответствующими понятию «геноцид», указанным решением КС Французской Республики «уравнены» между собой с точки зрения последствий их публичного отрицания.
Так что, если кому-то и надо огорчаться, так это евреям (в том числе и среди сенаторов-прогульщиков, настучавших в КС).  Когда они об этом догадаются, то все станет на свои места — можете не сомневаться.

Давид Балаян

Один ответ

  1. Уместное замечание-разъяснение юридической особенности декларации и законов о геноцидах вообще. Легких достижений не бывает. А осуждение геноцида армян вопрос тысячелетий, а не дней и чужих законов. Армения сама уже признала криминализацию отрицания или забывчивость некоторых о геноциде аомян? Если еще такого закона на территории Армении нет, то нужно его рассмотреть в Парламенте АР и, по-видимому, принять его

Оставьте комментарий