Виктор Ваганян: Армянская философия

Начну с документального анекдота:
В СССР армяне в процентном отношении занимали первое место среди всех народов по количеству маршалов, выдающихся физиков, художников, архитекторов, поэтов, певцов, спортсменов… Только по количеству аферистов занимали второе место.
Теперь серьёзно:
АРМЯНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЕЁ ОТСУТСТВИИ.
Я дал спорную характеристику Армянской философии, но это почти единственное, что могу сказать.
Высказываюсь по-русски, т.к. многие армяне РФ не владеют армянским языком. Да и нечего скрывать.
Мы любим гордиться нашими великими людьми во всех областях и сферах, кроме философии. Великий армянский философ V-VI вв. Давид Анахт исключение. У древних греков и не древних немцев несравненно больше великих философов. Мне по белому завидно, что Платон, Конфуции, Кант, Гегель, Шопенгауэр и Ницше не армяне. Лично мне духовно близки все эти философы, особенно – Гегель. «Феноменология духа» Гегеля – гениальный философский бред. В мире нет такого могучего философского произведения! А читали и читают ли армянские студенты и интеллигенция работы Гегеля и других вышеназванных философов? Лично я, вдруг обнаружил, что являюсь платонистом. А думал, что я материалист-энгельсист. Это без оскорбления. Энгельс доступно и, как ему кажется, убедительно объясняет мир. Но материализм, как я понял на трезвую голову, не объяснит мир даже если в нём нет ни Бога, ни человека, ни фауны, ни флоры… Нельзя понять мир, исходя из дилеммы: сознание либо материя. Эти понятия следуют друг за другом по кругу.
В СССР я сдавал гос. экзамен (в Ростове) и кандидатский минимум (в Тбилиси) по материализму. В Ростовском гос. университете молодой (русский) экзаменатор сказал: «отлично». В этот момент вошёл декан (полуармянин, парторг), позвал его в сторону и тихо сказал: «Ваганяну нельзя 5. Ставьте 2». Экзаменатор охренел. Я видел, как он покраснел, как от негодования задрожали губы… ничего не сказав декану, вернулся и поставил мне 4. Быстро вышел из аудитории, захлопнув дверью в лицо декану…
А в Тбилиси на кандидатском минимуме в госпединституте (тогда – имени А.С. Пушкина) председатель комиссии профессор Реваз Евгеньевич Квижинадзе и вся грузинская комиссия из 4-х докторов-профессоров философских наук интересовались не моими познаниями по марксизм-ленинизму (их эта дохлятина не интересовала), а по философии математики (я математик с собственным мнением) и единогласно вынесли приговор: 5 (отлично). Вопрос не в оценке, а в подходе. Для меня Тбилиси и Ростов-на-Дону почти родные города. Разница этих богатых талантами городов в подходе к формальным правилам. Талантов Ростова губит формализм. В Тбилиси моих времён не было формализма чиновников. Я это иллюстрировал на примерах двух моих экзаменов.
Вернёмся к армянской ситуации.
Великими поэтами мы никому не уступаем!
Уступаем в прозе – английской и англоязычной, русской, немецкой, французской, японской… Но всё же, находимся на хорошем уровне.
В живописи и архитектуре уступаем итальянской. Только итальянской. В 22 веке опередим. Я так думаю.
Армянская музыка тоже на высоте. Например, симфониями уступаем немцам, но их опережаем певцами. Операми итальянцы чемпионы мира. Но у нас тоже есть чем гордиться. Первые оперы якутов, таджиков, башкир и турок написали не итальянцы, а армяне.
В науках уступаем, древним грекам, британцам, немцам, французам, японцам… но если собрать всех мировых армян, то окажемся в ряду передовиков.
Много у нас по миру героев и военачальников…
Мало философов. Почему? В 1500-летнем промежутке от классика Давида Анахта до гениального философа этноса и войны генерала Гарегина Нжде у нас было много хороших философов, не говоря о Гурджиеве и Флоренском. На них издалека посмотришь не армяне, а как близко походишь – армяне… Их наш народ почти не читал, не давали читать… Может быть, армянам пора философствовать? Не спрашиваю: почему так? Просто, народу с великой историей, культурой и наукой невеликая философия — страшный порок. Не думаю, что главная причина наших бед в слабой философской базе, хотя это тоже причина.
Легитимность властей и демократия – игра слов для демоса. Байрон говорил: «Диктатура плохой способ управления. Но есть ещё хуже способ – демократия». Человек с циклопом над собой вынужден играть в демократию циклопа, но не забывать человечность, справедливость и себя самого вместе с Прошлым и Будущим. И в этой ситуации недопустима диктатура охлоса. Охламоны станут мстить — уничтожать культуру и её носителей… Мы это проходили при диктатуре пролетариата. Но даже они не закрывали министерство культуры! Что делать? Пусть думают философы (их, практически, нет), политики (ими куклаводят денежные мешки) и политологи (они борются за звание лучшей проститутки)… Бывают исключения высокого класса. Но охлосу у власти высокие исключения не нужны. Аристократичному от Бога армянскому нарду навязывается статус охлоса… Как тут без философии? А кто сказал, что армянский народ аристократичный? Сказал проф. Борис Мойшезон: «Арменоиды – аристократия древности». Это название его труда. Правда, уважаемый профессор из своего открытия стал проценты извлекать для себя любимого, но это из рубрики «Учёный и мораль».
Кажется, знаю основную причину армянской кровоточащей хаотичности, но не скажу. Потому что наш народ не готов слушать мои «глупости». Врагов же обрадовать нет желания.
А наша трагическая хаотичность перейдёт в Высший, счастливый порядок! Уже в этом мире…
Для этого надо целенаправленно и много работать во имя Бога и Армении:
Pro Deo – Pro Armenia
(Эти слова первыми буквами P.D. — P.A. были написаны на родовом флаге средневекового немецкого князя фон Аретина, родом из Сюника).
Надо изучать Йогу и Индийские Веды. В них также армянское, славянское, мировое прошлое. Но как? С Йогой вроде проще. Кстати, обращение слова «йог» — «гой» (գոյ) армянское: «сущее». Хорошо, постоим на голове, ничего не думая…. Впрочем, армянский народ уже 2000 лет стоит на голове… Это у нас есть. А как организовать чтение армянским народом Ведов? Можно сказать, что название первого из Ведов – Ригведа – армянское: Гирведа или Ведагир (Վեդագիր) – Ведическое писание. И всё? А читать кто будет?? Кто и как будет читать древние, толстые, мудрые книги??? Индийские и также наши космические книги!!!

Один ответ

  1. Автор правомерно ставит вопрос. Предложу ряд ответов, к которым пришел на базе почерпнутых в Интернете материалов.Древними языками не владею, поэтому сознаю слабость позиции. См. материалы: 04.2018 ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АРМЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ МЫШЛЕНИЯ , 09.2018 ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ , Aelita DOLUKHANYAN. THE MAIN THESES OF THE ARMENIAN TRANSLATION OF THE DEFINITIONS BY HERMES TRISMEGISTUS , ПОРФИРИЙ – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ХАЛДЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ В ФИЛОСОФИИ ,. Все материалы на сайте https://sites.google.com/aspu.am/ernest-grigorian/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8
    Э.Р.Григорьян/

Добавить комментарий для Григорьян Эрнест Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: