Ю. Навоян: На пути к системности в российско-армянских отношениях

Современные мирополитические процессы развиваются по крайне сложной траектории, которая иногда стирает существующие представления о стратегических союзах и партнерствах. В данном контексте отношения России с партнерами и союзниками на постсоветском пространстве систематически подвергаются разнообразным испытаниям. Бархатная революция в Армении не только привела к мирной смене политического режима в стране, но и продемонстрировала принципиально новый подход Москвы к внутриполитическим преобразованиям в республиках бывшего СССР. Подобное отношение было высоко оценено как армянами в самой Армении, так и представителями диаспоры.

Никол Пашинян несколько раз подчеркнул важность сохранения особых стратегических отношений страны с Россией. Такие заявления позволяют говорить о возможности выстроить новую модель взаимоотношений, которая будет основана на долгосрочных интересах двух стран. Однако необходимо подчеркнуть, что любого рода межгосударственные отношения не лишены проблем и противоречий, и российско-армянский диалог не является исключением. Исходя из этой аксиомы, хотелось бы обратить внимание на некоторые фундаментальные проблемы, негативно влияющие на двустороннее сотрудничество.

Первая проблема — примитивизация межгосударственных отношений. Многие представители российской и армянской политической и экспертной среды зачастую упрощают те или иные политические процессы, создавая в обществе черные и белые картинки. Подобные явления при тотальном игнорировании со стороны государств могут привести к серьезным последствиям. Нельзя забывать, что в нынешней политической системе координат появляются сотни различных переменных, которые способны создать как положительный, так и отрицательный фон. Для минимизации рисков страны должны подстраиваться под меняющиеся реалии и действовать превентивно.

В первую очередь это касается дипломатических представительств, которым необходимо отходить от традиционных подходов и использовать инструменты мягкой силы и общественной дипломатии. Важно признать, что в меняющемся мире опрометчиво делать ставку только на чиновничьи классы, которые по разным объективным и субъективным причинам перестают замечать глубинные процессы, происходящие внутри общества. Мы должны также помнить, что национальные интересы более не ограничиваются сферами геобезопасности, геополитики и геоэкономики. Крайне важно уделять должное внимание неправительственным секторам общественной жизни.

Вторая проблема — взаимопонимание и взаимовосприятие. Официальный нарратив о братских народах и особенных отношениях создал внутри российского и армянского обществ завышенные ожидания, которые стали политической бомбой замедленного действия. Политика — искусство возможного, а национальные и государственные интересы подвержены переменам, и к этому необходимо относиться соответствующим образом. Однако политика «надувания» концепции братских народов приводит к тому, что народы крайне болезненно воспринимают те или иные политические шаги руководств своих стран. Для широких масс подобная терминология диктует определенную логику поведения, которая далеко не всегда вписывается в реалии международных дел и внешней политики.

В связи с этим необходимо прочертить четкую линию, которая разграничит межгосударственные отношения и все остальное. Стоит исходить из того, что политические интересы могут быть переменчивы, но одна задача должна быть постоянной — сохранение добрососедских отношений наших народов. Иными словами, пора начинать формировать механизмы для объективного взаимопонимания и взаимовосприятия интересов как временных, так и постоянных.

Третья проблема — отсутствие системности и персонификация политических процессов. К сожалению, в постсоветских реалиях в анализе тех или иных процессов в значительной степени превалируют конспирологические теории, что лишает возможности получения целостного понимания фундаментальных и актуальных проблем в российско-армянских отношениях. Отдельные политики и чиновники возведены в абсолют, и все популярные и непопулярные решения автоматически персонифицируются и переносятся на систему межгосударственных отношений. В подобных обстоятельствах необходимо предпринять комплекс мер, включая разработку программ, стимулирующих подготовку экспертов, способных проводить объективный системный анализ разных областей российско-армянских отношений. Проявление системности должно наблюдаться и в государственных коридорах. Отдельные чиновники часто делают заявления и предпринимают шаги, не только лишенные элементарной политической логики, но и наносящие вред отношениям между странами и народами. Системность государственного мышления всегда предполагает соответствующее поведение его непосредственных носителей.

В целом системность мышления, анализа и поведения позволяет дехаотизировать двусторонние отношения. Важно понимать, что Россия и Армения не только субъекты международного права, имеющие свои прагматичные интересы и собственный взгляд на международные дела, но и уникальные цивилизации, обладающие великим историческим наследием. Для сохранности этого наследия и его передачи будущим поколениям необходимо при помощи качественной повестки и убедительного взаимодействия преодолеть фундаментальные проблемы, мешающие трезво оценивать реальные вызовы и угрозы.
Юрий Навоян
Председатель общественной организации «Диалог» (Москва)

комментариев 6

  1. Навоян, поосторожней с темой русско-армянской дружбы. Иначе ФСБ и тебя бросит в мордовскую тюрьму как Левона Айрапетяна. Он тоже наивно думал об укреплении армяно-русского сотрудничества, и в отличие от тебя, не только думал, но и действовал: финансировал бесчисленное множество пророссийских проектов. Итог тебе известен.
    И вообще — читай заявления Дмитрия Киселева: «России не нужны пророссийские силы в Армении». Так что хватит нести пургу о систематизации того, чего нет и что подрывается на самом высоком государственном уровне в РФ.

    • Смотрели фильм «Джентельмены удачи»? Когда там звучит такая фраза — «да кто же памятник сажает». Навоян политический флюгер, никто его не посадит. Он копаетт под посла Армении в России, а себя возомнил новым послом Армении. Везде гадости пишут про посла, даже здесь в Юсисапайле в комментариях его люди гадости пишут.

  2. Интересная, однако, складывается ситуация: по заказу американских спецслужб ФСБ до сих пор преследует пророссийских деятелей в Армении и, говорят, даже в Карабахе, закрывает там структуры, занимавшиеся как раз тем, о чем глаголет тут этот Навоян, а в Москве говорят об укреплении взаимодействия и сотрудничества между Россией и Арменией.
    Так чему нам верить: тому, что видим или тому, что слышим? Или такие вот навояны должны служить прикрытием глубокой ненависти части российских властей к армянскому народу и особенно к его пророссийскому сегменту?
    Я даже слышал, что вот эти клубы — «Лазарев» и «Лорис-Меликов» — служат совсем другой цели. Мои знакомые говорят, что кое-какие силы в мире хотят понять, сколько еще левонов айрапетянов есть в армянской среде, чтобы через эти клубы выявить их и поодиночке потом расправляться с ними через ФСБ? То есть выполняют прозападные функции под пророссийской вывеской.
    Мои собеседники уверены: пока дела Айрапетяна и других пророссийских армян, которых преследовала и продолжает преследовать ФСБ, не пересмотрены со стороны Москвы, все это лохотрон и пустая болтовня.

  3. Сегодня в Армении, да и во всем мире многие задают один единственный вопрос: почему власти России предают всех своих сторонников, более того — по заказу Запада часто даже расправляются с ними, как с тем же Левоном Айрапетяном, который был настоящим символом армяно-русской дружбы? Секрет этой, мягко говоря, аномалии Москвы раскрыл известный российский эксперт Николай Платошкин. Послушайте его.

    Николай Платошкин: «Наша безграмотная российская «элита» очень боится санкций Запада, делает все, чтобы отменить их. Понимаете? Вы тяжелым непосильным трудом разработали себе виллу на лазурном берегу, а теперь тупо не можете попасть туда. И как сказал мне один из таких российских чиновников, попавших под санкции, теперь они вынуждены проводить время в Московской области. Это ужасно для них, получается, вся жизнь прошла зря. Потому что всю жизнь они хотели нахомячить тут, на Руси, а потом свалить на Запад. А свалить туда уже не получается. Из-за какой-то Украины, Донбасса, каких-то там грязных людей, шахтеров…
    Бандеровская, нацистская власть Украины давно бы пала, если бы Москва разрешила войскам ДНР и ЛНР взять Мариуполь, через который обеспечиваются все основные экспортные потоки, вся валютная выручка Киева сосредоточена здесь». Но Меркель, по словам Н.Платошкина, не разрешила взять этот город, и Россия отменила операцию. В результате гибнут тысячи русских людей на Донбассе.
    Эксперт сообщил зрителям «День ТВ», что часть российской элиты вместе с Западом до 2014 года решила сменить Путина, но потом поняла, что те, кто его заменят, намного страшнее для них, потому что придя к власти, просто рсскулачат их и заставят вернуть в Россию сотни наворованных миллиардов долларов, хранящихся на Западе…

    ***

    Теперь вы поняли, почему ФСБ преследует пророссийских деятелей в Армении и НКР, а Киселев говорит, что «нам не нужны пророссийские силы в Армении»? Виллы у них там, «на лазурном берегу», понимаете? И ради этих вилл они наплевать хотели и на Россию, и на Армению, и на Левона Айрапетяна, и на своих сторонников в разных странах СНГ, вообще на идеологию…
    Это предатели, самые настоящие предатели своей страны, которые сдают даже своих, русских на Донбассе. А уж армян сдадут тем паче…

  4. Согласно упорно муссируемым в Ереване слухам, только за прошлый год США и ЕС выделили всем прозападным СМИ и НПО Армении свыше 1,5 миллиарда долларов. По тем же сведениям, особый упор американцы делают на СМИ и пропаганду.
    На этом фоне, по меньшей мере, странным выглядит решение Москвы о ликвидации многих пророссийских структур в Армении. Еще более странным является преследование пророссийских деятелей Армении и Арцаха со стороны ФСБ.
    Дмитрий Киселев, заявивший, что «пророссийские СМИ в Армении нам не нужны», в таких случаях обычно говорит: «Совпадение? Не думаю».
    На украинскую революция Запад потратил 5 миллиардов долларов, а на армянскую — выходит, 1,5 миллиарда баксов. И что интересно, явно с ведома Москвы.
    Кажется, вонь усиливается…)

  5. Интересно, в России остались еще пророссийские силы? Или все чиновники этой страны, как говорит Платошкин, давно продались Западу и спасают лишь свои «виллы на лазурном берегу»?
    Читаю все это и у меня возникает сильное ощущение, что Россия сдала Армению Западу. И для прикрытия этой сдачи держит пару затулиных — для отвода глаз, так сказать…

Добавить комментарий для Хачатур Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: