Традиция или сорняк?

В последние годы все сложней становится общаться с армянами из РА из-за довольно длительно текущего ритуала самоописания, который предшествует беседе на деловые темы. Сразу же после знакомства человек, чуть ли не бия себя в грудь, начинает доказывать, какой он честный, светлый, порядочный, комара не обидел в течение всей своей жизни, как его не ценят, хотя он такой умный, совершил массу полезных дел, заслуженный деятель в такой-то области, знаком с NN и NN, а это люди — ого-го! Если бы это было в редких и частных случаях, можно было бы не обращать внимания. Ну, наслушался человек столь пышных и обязательных для армянской трапезы тостов. Ну, принял все это близко к сердцу, «поверил в себя» с подачи льстивых доброхотов, ну греет душу возможность взмыть в небо, полетать в грезах, благо есть новый слушатель. А вдруг, поверит во все это? Так это шанс, прослыть героем, а это уже попахивает дивидендами!

Но такая манера приняла в РА ритуализированные формы, широко практикуется и в официальных приемах, и уже не смущает ни слушателей, ни рассказчиков. А это прямой путь к выпадению из современности (я имею в виду деловую современность), к понижению общего культурного уровня и превращению и без того провинциального мышления в архаическое. Нетрудно довести и до гротеска подобное общение. Представьте стандартное застолье в переполненной острыми социально-экономическими проблемами РА. Люди собираются и вместо того, чтобы обсудить наболевшие вопросы, что есть сил, нахваливают друг друга. Один тост вычурней другого, патока и мед льются с уст. Но достаточно отойти от стола, как  острыми специями заблестят языки, другие эпитеты застрянут в зубах.

Откуда это? Мало-мальски воспитанный человек знает, что о себе надо говорить в последнюю очередь, и то, извинившись, что встрял со столь пресной темой. Хочешь прослыть умным, так будь им, расскажи что-то интересное. Вот здесь, кажется, и нащупывается первая причина столь массовой эпидемии – резкого падения интеллектуального уровня, — ничего интересного, кроме цен, человек уже и не упомянет.

Последствия такого культурного обмеления сказываются и на всей социальной сфере. Вирус нарциссизма заразил театр, эстраду, литературу, телебеседы, специалистов-политологов, телеведущих, сказался на внешнем облике людей, их мимике, одежде, интонациях и т.д. Я не хочу спускаться ниже. Мы говорим здесь о манерах интеллигентной публики. Увидеть их с селфи – значит, закрыть им доступ в эти слои.

Этот вирус резким диссонансом и моральными зазубринами отзывается на приезжих людях, особенно тех, в ком понятие скромности еще не выветрилось глобализацией. Конечно, та же эпидемия охватила и весь мир. Но во многих странах, интеллигенция оказалась на высоте и осталась незатронутой пошло-вульгарной масс-культурой. В Ереване же, оказавшись на любом званом обеде, можно увидеть, как образованные люди, упиваясь словами и гиперболами в экстазе превозносят очередную посредственность. Но попроси тех же «философов» высказать что-то дельное, как сразу же обнаруживается, что армянской философии еще нет. Так, чем же тогда занимаются профессионалы красноречия?

Может быть, они оттачивают формулы раболепия, столь насущные для веков рабства и услаждающие слух хозяину. Ведь надо тренироваться, и всегда быть в форме, неизвестно, какой хозяин сменит нынешнего, а для угождения нет лучше формул, нежели лесть и щедрое застолье. О гостеприимстве пока все. Откуда растут его ноги, думаю понятно.

Э.Григорьян

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: