«Армяне-мусульмане хотят помирить Ереван с Анкарой»

И что это за народ, более 500 лет проживающий в Турции
В Турции живет много народов, которые, разумеется, общаются между собой. Это характерно для всех полиэтнических государств, но иногда в результате межкультурного взаимодействия рождаются очень необычные этноконфессиональные группы. Например, в современной Турции не составит труда отыскать поселения грузин-мусульман. Речь о лазах, которых иногда называют отдельным народом, но все исследователи уверены в их очень близком родстве с грузинами.

И если грузины, исповедующие ислам, встречаются довольно часто, и за пределами Турции (например, те же аджарцы — Авт.), то вот с армянами-мусульманами дела обстоят иначе. Да, вне Турции таковых практически нет, но внутри нее — предостаточно, во всяком случае, несколько сотен тысяч наберется, хотя отдельные армянские историки говорят чуть ли ни о миллионе. В Турции их называют «хемшинли», а вот в России и Армении по отношению к ним чаще употребляют слово «амшенцы»(в научных кругах периодически также встречается термин «хемшилы» — Авт.). Они проживают в основном на северо-востоке Турции, в приграничных с Закавказьем районах.

Предки этих армян были исламизированы задолго до известной трагедии 1915 года, так что их не коснулись массовые убийства и переселение. В целом турецкие власти всегда достаточно лояльно относились к ним, вероятно, поэтому среди амшенцев никогда не были популярны национально-освободительные идеи. Сами хемшилы признают турок братским народом и не отрицают то влияние, которое те на них оказали. С другой стороны, они не отказываются от своего армянского происхождения, и в последние годы предпринимают все больше и больше попыток сблизиться со своими родственниками из постсоветской республики. В условиях турецко-армянского конфликта амшенцам будет очень сложно, а то и вовсе невозможно, добиться желанного — иметь тесные связи и с турками, и с армянами.

Как найти выход из этой ситуации, мы попытались узнать у турецкого историка, исследователя амшенской истории и культуры Махира Озкана.

«СП»: — Как много хемшил проживает в Турции?

— Точных данных нет. Мы опираемся на данные исследователей. Подсчет сложно произвести. Народ живет не компактно. Хемшилы разбросаны вдоль северной границы Турции. Большего все на востоке, и чем дальше отсюда, тем меньше. Специалисты из Англии считали хемшил, но они назвали слишком маленькую цифру. Около ста тысяч. Турецкие историки говорят о двухстах тысячах. Но людей хемшилского происхождения намного больше. Можно исследовать фамилии и убедиться в этом. Это больше четырехсот тысяч.

«СП»: — А как обстоят дела с ассимиляцией?

— Мы столетиями охраняем свою культуру. Я не скажу, что ассимиляции нет. В больших городах особенно сильно ощущается отказ от традиций. Это происходит незаметно, человек живет по правилам, которые заставляют забывать о своем происхождении. Но обычно даже те, что говорят только на турецком языке, сохраняют традиции.

«СП»: — Как распространен хемшилский язык? По данным ЮНЕСКО ему угрожает опасность исчезновения.

— Да, до не давнего времени интерес к изучению родного языка постоянно снижался. Это связано с урбанизацией. Молодые поколения в наше время не хотят оставаться в родных местах. Они едут за перспективами в мегаполисы. Но сейчас мы пытаемся работать с этим. Повышаем интерес к хемшилскому языку. Конечно, сейчас все должны знать турецкий, так как без него просто не обойтись. Но надо сохранять и родной язык. Люди должны быть двуязычными. Мы издаем газеты, пишем книги на родном языке. Турецкие режиссеры снимают фильмы на хемшилском языке, а знаменитые турецкие артисты приглашают хемшилских певцов для сотрудничества. Это работает, сейчас даже появляется много людей других национальностей, которые интересуются нашим языком.

«СП»: — Власти не препятствуют этому процессу?

— Нет, наоборот. Хемшилским организациям выделяются деньги на реализацию культурных программ. В последние годы государственная поддержка особенно сильная. В сельских районах востока развивается туризм, и не малую роль в этом играют хемшилы. Людям интересна наша культура. И поэтому государство заинтересовано в развитии наших проектов.

«СП»: — Хемшилов часто называют армянами. Так ли это?

— Я бы не стал так говорить. Мы — хемшилы. С армянами нас связывает язык и происхождение. Иностранные исследователи предполагают, что еще пятьсот лет назад мы все говорили на одном языке, но уже тогда наши традиции различались. От родства нельзя отказываться, но надо оставаться собой.

«СП»: — Некоторые турецкие историки полагают, что хемшилы приходятся более близкими родственниками туркам.

— Это трудный вопрос. Мы исповедуем ислам, как и многие другие народы, которые не связаны с Турцией. Мы живем здесь и чувствуем себя здесь как дома, потому что мы издревле заселяли эти земли. Турки — это наши братья, мы связаны с ними историей, верой, государством. В этом уникальность положения — хемшилы близки и с турками, и с армянами.

«СП»: — Эту близость омрачает турецко-армянский кризис?

— Да, разумеется. Это сложный период в истории. Уже больше столетия народы не могут найти возможность примириться. Это вредно для каждой стороны. Но пока нет даже диалога. В обеих странах есть определенные принципы, которые сейчас мешают нормализации отношений. Необходимо преодолеть определенные барьеры, необходимо начать процесс решения. На государственном уровне это пока невозможно, но почему бы тогда не попробовать ученым из обеих стран самостоятельно начать исследования? Это взаимодействие помогло бы ответить на многие вопросы, и стало бы примером для остальных. Армении и Турция вместе должны решать этот вопрос, а не каждый в одиночку. Мы хотим дружбы, но пока понимаем, что ее не будет. Хемшилы готовы помогать, если от них это нужно.
Заур Караев
http://svpressa.ru/world/article/172186/

Реклама

комментариев 5

  1. Саида Оганян: «Иноверные армяне Турции: вчера, сегодня, завтра,
    и современные проблемы амшенских армян»

    Тема иноверных армян, особенно криптоармян и исламизированных армян сложна и глубока, и уходит корнями, по меньшей мере к началу XIX века, к страницам трагической истории нашего народа, и намерения османского, младотурецкого и кемалевского правительств полного истребления армян – как физически, так и духовно.
    Перманентное обращение к данному вопросу отнюдь не решит задачу, но привлечет к данной теме мировое сообщество и цивилизованный мир.
    Убийство Гранта Динка стало своего рода ключом, открывшим «ящик Пандоры» турецкого общества и тщательно охраняемых государством на протяжении последних веков секретов.
    Несколько лет назад в Босфорском университете состоялась конференция «Исламизированные армяне», которая пробила стену молчания и табу по данной проблеме в Турции. Тема армян, насильственно обращённых в ислам, до сих пор была скрыта от глаз турецкой и мировой общественности, была тайной, известной лишь не многим.
    В период Геноцида армян турецкое правительство осуществляло политику насильственной исламизации армянских женщин и детей, что также нужно рассматривать в контексте Геноцида армянского народа и считать одним из структурных его элементов, поскольку насильно исламизированные армянские женщины и дети спаслись чисто физически, но при этом потеряли свою армянскую идентичность.
    Десятки тысяч армянских девушек и молодых женщин были похищены турками и курдами, стали их рабынями, при этом тысячи и десятки тысяч приняли ислам лишь для того, чтобы избежать депортаций и резни, что многие тысячи спасались бегством, ища укрытия в курдских и алавитских деревнях.
    Что произошло дальше с этими уцелевшими жертвами геноцида?
    Абсолютно прав был Грант Динк, когда повторял: «Мы говорим о тех, кто был уничтожен в 1915 году, давайте же лучше вспомним о тех, кто выжил?».
    А недавно опубликованные в «Akunq.net» османские документы, (обнаруженные в архивах американцем Геворгом Акопяном), где министр внутренних дел Турции Талаат-паша дает указания по претворению в жизнь политики исламизации в отношении армян, что в очередной раз подтверждает преступную политику турецкого правительства. За последние годы, таких документов и свидетельских показаний потомков жертв геноцида армян, обнаружены и опубликованы тысячи. Это при том, что еще не открыты секретные архивы турецкого государства по данному вопросу.
    Истерзанные душой и телом, оставшиеся в живых люди, пережили ад. Достойны упоминания их дети и внуки, которые более не хотят скрывать свои армянские корни.
    Они могут лишиться работы, или средств к существованию, даже жизни, просто за смену своей идентичности. В качестве примера масштабов расизма и дискриминации в Турции, можно упомянуть, что член Парламента от ультранационалистической оппозиции, несколько лет назад обвинил турецкого Президента Абдуллу Гюля в том, что его семья имеет армянские корни.
    Тайна армянских корней в третьем или четвёртом поколении после геноцида может громко заявить о себе в новой тождественности. По результатам неофициальных опросов, проведенных в Западной Армении, каждый третий назвал одну из своих бабушек армянкой. Этот факт, скрываемый до недавнего времени, теперь ясно показывает, что новое поколение пытается обрести свою армянскую идентичность.
    Криптоармяне, скрывая свою идентичность, не только продолжают втайне придерживаться некоторых национальных и религиозных обычаев, но и стремятся брать в жены или выходить замуж за таких же, как они. Причем, при заключении таких браков на второй план отодвигаются возрастные, классовые, социальные и другие различия. Эту традицию они стараются сохранить также в Европе, куда мигрировали их многочисленные семьи.
    Не случайно, что распространенный среди криптоармян обычай заключения внутриобщинных браков заинтересовал также турецких ученых. Они изучили этот вопрос, имея под рукой множество возможностей и фактов. Детально изучив родословные верообращенных армян, они выявляют факты, доказывающие, что зачастую, и разумеется, не случайно заключаются браки между поколениями криптоармян.
    Таким образом, можно сказать, что традиция заключения внутриобщинных браков является еще одним свидетельством национального самосознания турецких криптоармян.
    Как правильно отмечает историк Мартик Гаспарян в своей книге «Тучи не могут долго скрывать солнечный свет» армяне скрывающие свое происхождение стали головной болью турецких националистов. Им кажется, что в «нужный момент» криптоармяне способны чуть ли не парализовать Турцию.
    В преддверии 2015 года истерия придворных историков достигла апогея, что вызвало большой резонанс в турецких СМИ, в политических и научных кругах. В частности, по словам одного из них, историка Юсуфа Галачоглу, курды-алеви являются сменившими веру армянами, которые приняли ислам и сменили свои имена, дабы спастись от «переселения 1915 г.». Как утверждает вышеназванный фальсификатор истории он имеет сведения о 100 тысячах армян: их прежние армянские имена, турецкие имена, место жительства и т.д.
    Защищая точку зрения Галачоглу, историк Абдурахман Кутюк, подтверждая, что факты смены вероисповедания действительно имели место, добавил: «В Киликии случаи смены веры армянами были зафиксированы в 1909 и 1915 годах». Только лишь эти даты уже свидетельствуют, что случаи смены веры непосредственно связаны с погромами киликийских армян в 1909 году. и геноцидом армян в 1915 году.
    Против Галачоглу выступили множество историков, характеризуя его как расиста, необъективного «ученого». Например, журналист газеты «Хюрриет» в лоб спросил его, почему эти армяне должны были поменять свои имена и представляться мусульманами? А известный писатель и журналист Мурат Белге отметил, что подобный шаг этих 100 тысяч армян, спасшихся посредством принятия ислама, дает представление о том, что стало с теми, кто не сделал этого.
    Возвращаясь же к вопросу существования сменивших веру армян в среде курдов-алеви и зазов, отметим, что есть подтверждающие это факты, и во времена геноцида множество армян действительно нашли убежище у дерсимских алеви. У дерсимских алеви до сих пор распространено выражение «Армянин нашего дома», что можно воспринять, как прямое свидетельство и память о том, что в своих домах они дали приют армянам.
    Известно, что турецкое правительство регистрировало исламизированных армян определённой системой нумерации для того, чтобы упростить их тайную идентификацию. В списках они отмечали каждую деревню и армянский клан, которые были насильно исламизированы с начала XIX века, и которым удалось пережить геноцид.
    Сбор государством подробных данных об армянах имел конкретную цель. Известно, что в 1938 г. в Дерсиме турецкое государство организовало погромы, и, рассказывая о них, многие свидетели из дерсимских алеви, ссылались на рассказы старших — очевидцев этих погромов, согласно которым главной мишенью турецкой армии тогда были армяне, спасшиеся там после 1915 года. Как отметил один пожилой собеседник, «незавершенное в 1915 году. они продолжили в 1938 году, и тогда погибло очень много сменивших веру армян». Резюмируя все это, можно прийти к выводу, что, фактически, турецкое государство, собрав в 1936-1937 годах. подробные данные о сменивших веру армянах, в 1938 году в Дерсиме истребило часть из них.
    Тюрколог из ЕГУ Рубен Мелконян оценивает вопрос криптоармян и исламизированных армян в Турции как неоднозначный. Эксперт разделяет армян Турции на 4 группы. Первая из них – армяне, проживающие в самом Амшене и исламизированные еще в XVII-XVIII веках, но сохранившие идентичность: язык, диалект, привычки, обычаи. Вторая группа – это криптоармяне, сохранившие идентичность посредством браков исключительно между собой. Третьей группой являются не сохранившие идентичность исламизированные армяне, сочетавшиеся браками с мусульманами и т.д. Четвертая группа состоит из людей, имеющих армянское происхождение, но себя армянами не считающих.
    Отдельной группой являются константинопольские армяне-христиане, и большое значение имеет то, как они сами относятся к исламизированным армянам. Похоже, что армянская община в Стамбуле и, что ещё более критично, сам викарий Константинопольского патриархата ААЦ архиепископ Арам Атещян, не могут или не хотят, считаться с фактом их существования.
    Оппонентом к такому подходу выступила амшенская армянка из округа Хопа провинции Ардвин, писательница и исследователь Хюррие Шахин. В своей книге «Как политика ассимиляции ликвидирует языки: история армян и армяне Амшена» она пишет: «В мире есть и другие общества, которые объединились вокруг языка, а не религии. Религию не должны путать с этническим происхождением. Утверждение «армянин не должен быть мусульманином» — неверный и не научный подход. Мы должны преодолеть эту позицию. Необходимо, чтобы армяне и амшенцы, выдвигали на первый план не религию, а язык и самобытность».
    По мнению Рубена Мелконяна, наши соотечественники еще со времен Российской империи представляют собой интерес для центров силы, имеющих интересы в Турции. В 20-30-е годы прошлого века эта тема изучалась американцами и британцами. В конце XX века в связи с резким ростом миграции турок, данной темой активно заинтересовались и власти Германии.
    В контексте всего вышеизложенного более подробно рассмотрим вопрос об исламизированных амшенских армянах и хемшилах.
    Армяне, проживающие в Западной Армении, традиционно исповедовали христианство и начали подвергаться исламизации под острием турецкого ятагана еще в XV-XVI веках. Часть наших соотечественников, отвергнув исламизацию, в конце XIX и начала XX века бежала в Восточную Армению, Россию, Абхазию и страны христианского мира.
    Вышеназванная группа амшенских армян является потомками неисламизированной части амшенцев, которые вынужденно покинули родной Амшен в период обращения в ислам остального населения и насильственного отуречивания, а также потомки жертв геноцида армян.
    Являясь христианами, они сохранили самобытную культуру и особое амшенское самосознание. Как и другие амшенские этногруппы, они говорят на амшенском диалекте армянского языка, который принадлежит к числу наиболее отклонившихся от литературной нормы и по своему генезису восходит ограниченному ареалу, составлявшему часть территории средневековой Ани-Ширакской Армении, причем наиболее близкие к нему – это диалекты Киликии и Себастии. Они делятся на несколько субэтнических групп, названия которых происходят от областей Западной Армении, Амшене: трапезундцы, ордусцы, дженикцы и т. д.
    Совсем иная ситуация в Турции.
    Если в России и Абхазии амшенские армяне в своем абсолютном большинстве является христианами, потомками неисламизированной части амшенцев, то совсем противоположная ситуация в Амшене, где амшенские армяне были насильственно исламизированы.
    До захвата Османской империей Трапизона и близлежащих территорий в 1461 году люди, населяющие Амшен, были последователями Армянской Апостольской Церкви, говорили по-армянски и считали себя армянами. Данные о населении Амшена показывают, что в XVIII — XIX веках часть амшенских армян-христиан эмигрировала на запад, а вторая половина насильственна была исламизирована.
    Нужно отметить, что были и те, которые став мусульманами, все равно покинули эти места. Не будет также ошибкой отметить, что большинство оставшегося в Амшене населения – криптоамшенцы. Так как нет свидетельств, доказывающих, что население Амшена коренным образом поменялось.
    Многие потеряли свои корни и национальную идентичность, не признают себя потомками армян, называют себя хемшилами.
    Исламизированные амшенцы территориальных требований к Турции сегодня не предъявляют, однако понятно, что при появлении соответствующего запроса армяне-мусульмане через определенный промежуток времени могут превратиться для Турции в серьезную проблему.
    Недавнее прошлое Османской империи – лучшее свидетельство того, как распадаются империи, построенные на крови. В ближайшие десятилетия вполне может распасться и тщетно пытающаяся предстать перед миром в качестве монолитной региональной державы Турция. И глобальные центры силы, безусловно, учитывают этот сценарий в прогнозах своих исследовательских центров. Таким образом, «армянский вопрос» не сводится только к потерянным территориям и погибшим и изгнанным миллионам армян. Отметим, что насильно исламизированные в XIX — XX веках люди являются доказательством факта геноцида армян в соответствии с Конвенцией ООН от 9 декабря 1948 года «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него».
    Серьезные исследования по проблемам амшенских армян провели Фонд сотрудничества «Евразия» и литературный клуб «Инкнагир» при поддержке Агентства международного развития США (USAID).
    Их исследования показали, что даже те амшенцы, которые избегают считать себя армянами и называют себя хемшилами, не могут избежать пренебрежительного отношения со стороны других мусульманских народов, в особенности лазов, использующих слово «эрмени» как ругательство. «Не знаю, почему называют нас «армянским семенем»,- жаловалась амшенка из Чамурлу.
    Официальные власти, желая отрезать амшенцев от их армянских корней, придумали им другую историю, но в то же время власти на местах, считая их армянами, грабя и подавляя их, не дают им забыть о своем армянском происхождении.
    Подтверждением целенаправленной политики против армян Западной Армении (и так называемой «Восточной Анатолии»), как властей Османской империи, так и современной турецкой республики являются их архивные документы.
    Первый документ — записка, направленная четвертым отделением руководства Генерального штаба Министерству внутренних дел. В записи от 1 июня 1913 года отмечено: «Население деревень Зурбиджи (Йолдере), Арвала (Эшмекая, Чименли), Хайки, Чавушлу, Заргина (Гюнешли), Гарджи (Хендек) в провинции Хопа Трапизонского вилайета известно под названием «Амшен» и состоит из армян, принявших ислам. Остальное население состоит из лазов-мусульман. Поскольку амшенцы наивные и необразованные, любой миссионер может там успешно развернуть свою деятельность. По этой причине, наши местные власти должны предупредить население, необходимость в этом очень важна».
    В связи с этим документом МВД Турции 3-го июня 1913 года направило в губернаторство Трапизона записку под номером 388: «Армяне по происхождению, однако, принявшие другую религию жители села Зурбиджи (Йолдере), Арвала (Эшмекая, Чименли), Хайки, Заргина (Гюнешли), Гарчи (Хендек) у приграничного батальона Хопа, известного под названием Амшен, из-за наивности и безграмотности могут поддаться на обман миссионеров. Местные власти должны оповещать амшенцев и показывать им правильный путь. О необходимости этого нам сообщило Министерство обороны, основываясь на записке нашего комиссариата на границе России. В этом направлении нужно принять необходимые меры».
    Вышеназванная политика Турции к исламизированным армянам не претерпела никаких изменений и спустя 100 лет.
    Так ультранационалистическая турецкая организация «ASIMTER» (объединение борьбы против армян) обращаясь к МВД Турции требует предпринять жесткие меры по предотвращению деятельности армянских просветительских и иных организаций и лиц, которые пытаются наладить общения с исламизированными армянами Амшена.
    Что означают эти документы?
    Если мы даже оставим в стороне беспокойство, выраженное в этих документах, по поводу того, что амшенцы могут создать проблему с точки зрения безопасности в Турции, то здесь важен еще один пункт, согласно которому амшенцы «это исламизированные армяне, которые известны под названием амшенцы».
    Амшенцы нашли два способа противостоять им: первый — сопротивление и идеология «проклятьем заклейменных», то есть марксизм, и второй — стать «большими католиками, чем Папа Римский», то есть превратиться в более ярых турок-националистов, чем даже лазы.
    Турецкие националисты создали сплошную антиармянскую атмосферу, в которой армянское прошлое приравнивается, чуть ли не к преступлению. У многих амшенцев есть еще этот страх — чтобы его вдруг не сочли армянином.
    В докладе 2017 года по правам человека, опубликованном Госдепом США, говорится, что армяне, алавиты и христиане регулярно становятся предметом ненависти и дискриминации в Турции, а термин «армянин» все еще является оскорблением. Также авторы доклада напоминают, что депутат турецкого парламента Каро Пайлян подал иск против Президента Турции Реджепа Эрдоагана по поводу игнорирования им антиармянских высказываний во время его выступления в Трабзоне 15 октября 2016г.
    К радости турецкого государства, некоторые наши недальновидные деятели от науки проводят исследования на территории Западной Армении, после публикуя якобы «научно» материалы, представляя автохтонный народ, как национальное меньшинство, сумевшее сохранить свою самобытность и культуру.
    При этом, некоторые из них в своих материалах умудряются безапелляционно называть заниженные цифры, т.е. численность данного населения, не отдавая себе отчет в том, что создают почву бахвальства турецкого государства на правовых площадках Европы и США в том, что оно, дескать государство демократическое, давшее возможность развития национальным меньшинствам, которые благодаря им сохранили свою самобытность и культуру.
    Конечно, в условиях информационного голода «на безрыбье и рак – рыба».
    Прав священник армянской католической церкви района Джезире в Сирии Андраник Айвазян, который говорит, что: «Жаль, что армянский народ никогда не был дальнозорким, что и констатируют трагичные страницы нашей истории. Когда амшенский армянин говорит, что он – армянин, но останется мусульманином, мы его принимаем, как армянина, а когда исламизированный армянин говорит «я армянин, я готов креститься и принять христианство», хотя его жизни при этом угрожает опасность, мы от него отворачиваемся. Разве это справедливо? А мы можем помочь этим людям, сохранять их армянами, но государство ничего не делает. Что же Сирия должна подтвердить их армянское происхождение?».
    Уместно тут вспомнить и слова Шагана Натали, что болезненная для всего армянского народа проблема, наконец, заставит задуматься и осознать политическую слепоту нашего народа, его иллюзии и дезориентацию на фоне холодного и расчетливого прагматизма мировых держав.
    Слава Богу, что часть нашего народа несмотря ни на что выжило и умудрилось сохранить то не многое, что крепко связывает его с своими корнями.
    Но не надо забывать какую цену пришлось заплатить народу Западной Армении за возможность говорить на своем языке, петь свои песни, сохранить свою идентичность.
    Невзирая на то, что оставшиеся на своей исторической Родине большинство армян вынуждены были сменить свою веру, вести скрытый образ жизни, они крепко накрепко держатся за эту тоненькую нить Ариадны, которая рано или поздно выведет их из подземелья Кентавра.
    Но далеко не все исламизированные армяне в Турции утеряли идентичность. Они продолжали тайно молиться на армянском языке, сохраняя связь и преемственность поколений.
    Таким образом, на основе имеющихся данных можно прийти к выводу, что ассимиляция армян Западной Армении, в Амшене не только не завершена, но и наблюдаются реальная тенденции к возвращению к своим корням. Поэтому необходимо использовать все возможности для того, чтобы помочь нашим амшенским братьям и сестрам в этом вопросе.
    Это работа через официальные структуры ООН, институты народной дипломатии (личное общение, прямые контакты между амшенскими армянами Абхазии и Сочи, и амшенскими армянами из Западной Армении, Амшена. живой интерес самих людей к своему прошлому), связь, интернет, создание очагов армянской культуры и образования, работа СМИ.
    Например, за последние несколько лет в рамках комиссии ООН по вопросам коренных народов (экспертного механизма ООН), Национальным Советом армян Западной Армении готовились экспертные заключения по данной проблематике, поднимались актуальные вопросы, волнующие армян, и которые получали понимание у международного сообщества.
    Очень и очень важна роль СМИ.
    К сожалению, амшенские СМИ (как печатные, так и электронные) в Абхазии, России, Республике Армения, Турции и в Западной Армении – в Амшене, везде, представлены в малом количестве, особенно на армянском языке – результатом чего является слабая информированность амшенского населения о своих проблемах и текущих задачах. Исправление этой ситуации должно стать одним из главнейших задач повестки дня амшенских армян.
    Стирая историческую память у своего народа, и введя его в заблуждение, «отцы» нации отнимают у своего же народа шанс на покаяние.
    Фальсификацией истории занимались многие на протяжении истории человечества, но преступная турецкая верхушка довела её до совершенства.
    Но это не значит, что им удалось стереть нашу память — память потомков жертв геноцида.
    Слава Богу, ещё живы прямые потомки жертв геноцида, которые готовы нам предоставить и подтвердить этот материал.
    Ведется работа по документированию фактов и свидетельских показаний, которые должны лечь в основу для предоставления в международные суды и трибуналы, которые, наконец, окончательно и бесповоротно осудят это чудовищное преступление против человечности и восстановят все попранные права нашего народа.
    То, что совершили турки — планомерно уничтожая армян, со второй половины XIX века по 1923 год — это абсолютное зло. Они должны понести заслуженное наказание за содеянное, за то, что отняли у целого народа Родину и на костях наших предков упиваются процветанием кемалевского детища.
    Замалчивание, игнорирование и даже отрицание самого исторического факта геноцида армян со стороны нечистоплотных политиков, журналистов и ангажированных структур фактически является соучастием последних в этом кровавом преступлении.
    И самое главное…
    Как в конце 1980-х и начале 1990-х гг. армянская общественно-политическая мысль по большому счету не была готова к свершившемуся факту независимости Республики Армения, так и сегодня не готова к неизбежному свершению факта независимости Республики Западной Армении, в том числе Амшена и Киликии.
    Мы уверены, что недалёк тот день, когда вернём нашу историческую Родину, и огромное древо жизни армянского народа зацветёт вновь!

    Саида Оганян, журналист-этнограф,
    Руководитель Международного женского объединения амшенских армян «Амшенка»,
    Депутат Национального Собрания (Парламента) Западной Армении
    https://www.facebook.com/groups/1215006021949833/?fref=ts

    ИА REX

  2. Амшенцы — армяне Малой Армении. Они живут у себя на Родине не 500, а более 5000 лет.

  3. ДОМ ТОРГОМА НЕ ВОЗМОЖНО УНИЧТОЖИТЬ. КАЖДЫЙ РАЗ ОН КАК ФЕНИКС ВОЗРОДИТЬСЯ. НО НА ЭТОТ РАЗ ОН ПОВТОРИТ, СВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ ФУНКЦИЮ НАД СВОИМИ ДЕТЬМИ (ВСЕХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ НАРОДОВ), КАК ПЛАНИРОВАЛ БОГ. ВСЕХ ВЕРНЕТ К СВОИМ ИСТОКАМ.

  4. ИГИЛ-ЭТО ТУРЦИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. ТЮРКИ СЕЛДЖУКИ ПО ДОРОГЕ К ЗАХВАТОМ ЧУЖИХ ЗЕМЕЛ И ИСТРЕБЛЕНИЕМ ДРУГИХ НАРОДОВ, ПОПОЛНИЛИ СВОИ РЯДЫ БАНДИТАМИ ВСЕХ МАСТЕЙ И НАРОДОВ. ТАК ЧТО ТУРОК В ТУРЦИИ ВСЕГО 4%, ОСТАЛЬНЫЕ ЭТО ЕРОПЕЙСКИЕ И МЕСТНЫЕ АССИМИЛИРОВАННЫЕ ТУРКАМИ НАРОДЫ, КОТОРЫХ КОРМИЛИ КУЛЬТУРОЙ ТЮРОК (СИЛА ЕСТЬ, УМА НЕ НАДО). ЭТО КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ МИРА- АНГЛИИ, ГЕРМАНИИ И США). ИГИЛ СОЗДАН АНГЛИЙСКИМИ ПРАВИТЕЛЯМИ, ЧТОБЫ ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРИНЕСТИ В ЖЕРТВУ БЕДНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД И ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ АРМЯНСКОГО НАРОДА, УНИЧТОЖЕНИЯ ВСЕХ 3-Х РЕЛИГИИ (МУСУЛМАНСКИЙ МИР И КАВКАЗ), ДАВНАЯ МЕЧТА АНГЛИИ, И ПЕРВЫМ В ПЛАНЕ ОПЯТЬ АРМЕНИЯ, Т К ТЮРКИ НЕ МОГЛИ ДОБИТЬ, БЛОГОДАРЯ БРАТСКИМИ МУСУЛЬМАНСКИМИ НАРОДАМ. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С СОБЫТИИ В БАКУ И СУМГАИТЕ И СЕЙЧАС ИЗРАЕЛЬ ВООРУЖАЕТ АЗЗАРБЕЙДЖАН, Т К ВСЕ ГЛАВАРИ В ХАЗЗАРБАЙ ДЖАНЕ ЭТО ГОРСКИЕ ЕВРЕИ.
    БОЮСЬ И В РОССИИ ПРАВЯТ ТЕЖЕ СИЛЫ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ВЛАСТЬ НАД МИРОМ, НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО ЭТО ЖЕЛАНИЕ, БОЛЬНОЙ ДУШИ. ЕСЛИ ОНИ ДУМАЮТ, ЧТО СМОГУТ ПОБЕДИТЬ ОБСОЛЮТНЫЙ РАЗУМ, ТО ОНИ ИСЧЕЗНУТ, КАК ИСЧЕЗЛИ ВСЕ ИМПЕРИИ ДО НИХ. ИМЕННО ЭТО ЖЕЛАНИЕ И ПОГУБИТ ИХ. ЧЕЛОВЕК НЕ СОЗДАН, ДЛЯ ВЛАСТИ НАД ДРУГИМ- ЭТО ПРОСТАЯ ФОРМУЛА, ЕСЛИ НЕ ПОНИМАЮТ, ТО К СОЖЕЛЕНИЮ ЗА ИХ ГРЕХИ ОТВЕТЯТ УЧЕНЫЕ СОВРЕМЕННОСТИ, Т К ИХ ПОССИВНОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРИСТАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ ПРИВЕЛА К ВОЗНИКНОВЕНИЕМ ТАКИХ ЛЮДЕЙ- ПАРАЗИТОВ. ЧЕЛОВЕК РАДУЕТСЯ НЕ ТЕМ, ЧТО СОЗДАЛ, А ВЛАСТЬЮ НАД СЕБЕПОДОБНЫХ, НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО ТАКИМ ОБРАЗОВ ОН ИЗДЕВАЕТСЯ НАД СОБОЙ ТОЖЕ, НАД СУЩЕСТВОМ, СОЗДАННОЙ БОЛЕЕ РАЗУМНОЙ СИЛЫ ЧЕМ ОН. ИЛИ ЕСЛИ ОН СЧИТАЕТ , ЧТО ОН И ЕСТЬ НАИВЫСШИЙ РАЗУМ, ТО ОН БОЛЬНОЙ НЕИЗЛЕЧИМЫЙ. ИЩИТЕ ПРИСУТСТВИЕ ВЫСШЕГО РАЗУМА В ЯЗЫКЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ НАРОДОВ (В ИХ ЧИСЛЕ АРМЯНСКИЙ ГРАБАР И ЕГО АЗБУКА). СКОРО ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ВСЕГО (ДЕНЬГИ), КОТОРЫЙ ПРИВЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К ДЕГРЕДАЦИИ, ДРЕВНЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ НАРОД ЗАМЕНИТ ТЕМ, ЧТО ВНЕДРИЛА В ЕГО ПОДСОЗНАНИЕ АРАРИЧ (ВОТ ПОЧЕМУ ЦЕЛЬ ПРОВИТЕЛЕЙ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ УНИЧТОЖЕНИЕ ЭТОГО ЭТНОСА). ИСТОРИЯ ПРОМСЛ БОЖИЙ, У ТЕМНОЙ СТРОНЫ БЫТИЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ, ЕЩЕ НЕМНОГО И КОЛЕСО ЖИЗНИ И СМЕРТИ БУДЕТ В БАЛАНСЕ.
    ДУША ДАНО, ЧТОБЫ РАЗУМ ПОСТУПИЛ ПО СОВИСТИ, ПО БОЖСКИЙ), А НЕ ПО ЖЕЛАНИЮ.
    ЧТО ЗНАЧИТ КРЕСТ- ТО ЧТО ДУМАЮ, ТО ЧТО ЖЕЛАЮ, ПУСТЬ БУДЕТ НЕ ОТ СЕРДЦА МОЕГО, А ОТ ПРАВЕДНЕГО.

  5. ДОРОГАЯ ИЗАБЕЛЛА ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ОБОРОДНИЙ ЕСТЬ НЕ ТОЛЬКО СИНЬЦЗЯН-УЙГУРСКЕ, НО И АНГЛИЧАНЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИТЕЛИ МИРА ДОКАЗАЛИ, ЧТО НЕ ЛУЧШЕ ТУРОК ОБОРОДНЕЙ. ВЕДЬ ЭТО ОНИ ОРГАНИЗОВАЛИ ВСЕ ЭТО И СЕЙЧАС НЕ ПРИЗНАЮТ ГЕНОЦИД Т К У НИХ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТОТ ЖЕ ПОЧЕРК ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ НАРОДОВ. ИДЕТ УНИЧТОЖЕНИИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И АРМЕНИИ. НАРОДОВ БВ УЖЕ НЕТ ОНИ АССИМИЛИРОВАЛИСЬ В АРАБОВ. ВИНА ЕВРОПЫ, ЧТО ЧУМА ИЗ КИТАЯ В ОБЛИКЕ ЧЕЛОВЕКА ЗАХВАТИЛА ВЕСЬ МИР И МИР СТРАДАЕТ ДО СИХ ПОР. ВСЕ К ЧЕМУ ДОСТИГЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ НАРОДЫ УНИЧТОЖЕНО И ЛЮДИ ДЕКРЕТИРУЮТСЯ. СИЛА ЕСТЬ, УМА НЕ НАДО. УМ КОТОРЫЙ В ДРЕВНОСТИ СЧИТАЛОСЬ МАСТЕРСТВОМ, СЕЙЧАС ДЕНЬГИ, И УМ И ВСЕ. СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПОЗНАНИИ, А ЛЮДИ НЕ ЗАНЯТЫ ПОЗНАНИЕМ, А ЗАРАБАТЫВАНИЕМ ДЕНЕГ БЕЗ ТРУДА. ПАРАЗИТЫ УПРАВЛЯЮТ МИРОМ, ВОЛЧЬИ ЖИЗНЬ СТАЛО ГОРДОСТЬЮ. ВЫ НЕ ДУМАЛИ, ПОЧЕМУ СЕМЕЙНЫЙ КЛИП РОКФЕЛЛЕРОВ В ГОНКОНГЕ. НАС УНИЧТОЖАЮТ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО НАПИСАНО В БУДУЩЕМ, ТАМ БУДУТ ПРАВИТЬ НЕ ЦИФРЫ НАРОДОВ ПУСТЫНИ, А АРМЯНСКИЕ БУКВЫ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЦИФР, ТЕМ ЧТО ОНИ ЗВУЧАТ, ОНИ ЖИВЫЕ И В НИХ СКРЫТА ЗНАНИЕ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОЗНАТЬ ЧЕРЕЗ СЕБЯ И ТОГДА ЛЮДИ ВОЛКИ КАК В СКАЗКАХ И ИХ МИЛЛИАРДНОЕ АРМИЯ МЕРТВЫХ ИСЧЕЗНУТ ОДНИМ ЛИШЬ СЛОВОМ И ЭТО СЛОВО БУДЕТ НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ. ВОТ ПОЧЕМУ НАС ХОТЯТ УНИЧТОЖИТЬ, КРУГОВОРОТ ЖИЗНИ И СМЕРТИ КОНЕЧНО ТЕРЯЛО РАВНОВЕСИЯ, НО СКОРО ОНА СНОВА БУДЕТ КРУТИТСЯ, ПОСМОТРИТЕ СИМВОЛИКУ ХАЧКАРОВ ЭТО НЕ ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ, ЭТО НАМНОГО ДРЕВНЕЕ, ПРОСТО ЧУДЕСНЫМ ОБРАЗОВ СОХРАНИВЩИЙ И ПЕРЕСОЗДАНЫ В НАШЕМ ЭРЕ, ТАК ЖЕ И НАШИ БУКВЫ МАЩТОЦЫМ ВОСТАНОВЛЕНЫ, А НЕ СОЗДАНЫ, ОН ИХ ВИДЕЛ , КАК ПИШЕТ ХОРЕНАЦИ (НА КАМНЕ КАК НА СНЕГУ) НАЯВУ, А МЕНДЕЛЕЕВ ВО СНЕ И МНОГОЕ ЕСТЬ У ЛЮДЕЙ СКРЫТЫЕ ОТ ТЕМНЫХ СИЛ ИНФОРМАЦИИ, ОНИ ЖДУТ СВОЕГО ВРЕМЕНИ…

    ГЕНОЦИД АРМЯН: ИСТОРИЯ МЛАДОТУРЕЦКОГО ЗЛОДЕЯНИЯ БЕЗ МИФОВ
    О преступлениях и информационной войне спустя 102 года
    Изабелла Мурадян
    24 апреля 2017 00:03 Отправить по email
    
    В закладки Напечатать

    Опустошение. Картина из Музея искусств г. Шуши, Республика Арцах
    Яндекс.Директ

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
     Организаторам геноцида не удалось сломить армянский народ
     Почему Геноцид армян следует признать и осудить
     Нескончаемые поиски азербайджанской самоиндефикации
    В эти прекрасные весенние дни, когда природа пробуждается и расцветает, в сердце каждого армянина молодого ли взрослого ли есть место, которое больше не зацветет… Все армяне, не исключая тех, чьи предки не пострадали во время ряда Геноцидов, устроенных турками и их покровителями в 1895-1896 гг., 1909, 1915-1923 в себе несут эту боль …
    И всех мучает вопрос – за что, почему, зачем…?! Несмотря на то, что одновременно прошло так мало и так много времени большинство из армян, да и не только, плохо представляет себе ответы на данные вопросы.
    Это происходит потому-что с конца 19 века в отношении армян ведется масштабная информационная война — а большинство армянской элиты Республики Армении и Диаспоры этого не понимает.
    Святой долг каждого армянина-родителя, особенно матери, во имя любви и во имя данной ею жизни не только обеспечивать ребенку нормальные условия для роста и развития, обеспечивать знания о той страшной опасности, которая может найти его повсюду, имя ей — Ненаказанный Геноцид армян…
    В рамках данной статьи у меня будет возможность лишь приоткрыть завесу в данном вопросе и пробудить у Вас желание узнать больше…

    Эффект одичавшего волка

    Для того, чтобы лучше понять проблемы народов живших под турецким игом, следует получше рассмотреть самих турок и их законодательные акты и обычаи. Эти кочевые племена пришли в наш регион около 11 века, вслед за своими стадами во время страшной засухи, которая царила на Алтае и степях Поволжья, но не это их родина. Сами турки и большинство ученых мира считают прародиной турок степи и полупустыни, которые входят в состав Китая. На сегодня это Синьцзян-Уйгурский регион КНР.

    Достойна упоминания широко известная легенда о зарождении тюрок, которую рассказывают САМИ ТЮРКСКИЕ ученые. Некий малолетний мальчик остался жив после набега врагов на его деревню в степи. Но они обрубили ему руки и ноги и бросили умирать. Мальчика нашла и вскормила дикая волчица.
    Потом, повзрослев, он совокупился с кормившей его волчицей и от их связи родились одиннадцать детей, которые составили ОСНОВУ ЭЛИТЫ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН (род Ашина).
    Если Вы хоть один раз побываете на прародине турок — в Синьцзян-Уйгурском регионе Китая и в массе столкнетесь с уйгурами – сравнительно чистом виде турок, увидите их быт и обиход, сразу многое поймете – и главное, что тюркские легенды были правы… Уже пару столетий уйгуров твердой рукой пытаются облагораживать китайцы /обучают их, строят современные дома, создают инфраструктуру, дают новейшие технологии и пр./. Однако, и сегодня отношения китайцев и уйгуров достаточно неоднозначны, исходя из поддержки «братского турецкого правительства». Турция официально финансирует террористические уйгурские организации, которые ратуют за отделения от КНР и организовывают многочисленные теракты в Китае. Один из зверских – в 2011г., когда в Кашгаре уйгурские террористы сначала бросили взрывное устройство в ресторан, а далее стали ножами добивать разбегавшихся посетителей… Как правило во всех терактах, большинство пострадавших – ханьцы /этнические китайцы/.
    Вековые процессы похищения и смешения турок определило их внешнее отдаление от уйгуров-сородичей, но как видете сущность их едина. Несмотря на сегодняшнее внешнее обманчивое сходство турок /вкл. азеро-турок/ с народами нашего региона она не меняется о чем бесстрастно свидетельствует страшная статистика их бесчеловечных преступлений против армян (греков, ассирийцев, славян и т.д.), что в 1895-96, что в 1905 или 1909, что 1915-1923, 1988 или 2016-ом /зарезанная семья армянских стариков и надругательства над трупами армянских солдат, 4-х дневная война/…
    Одна из причин – наше непонимание турецкой сущности. Интересно, но будучи в быту и бизнесе очень практичными людьми, армяне становятся “неисправимыми романтиками”(слова отца сионизма Т.Герцеля) в политике и заранее оперируют категориями, которые с самого начала провальны. Вместо того чтобы отдалиться от одичавшего «волка» или постараться его изолировать/уничтожить, большинство пытается “наладить сотрудничество”, “вызвать чувство вины”, “обижается” или ищет посредников по переговорам ”. Стоит ли говорить, что при любом удобном случае этот «волк» постарается с вами расправиться – любимая турецкая пословица и сегодня «не можешь отрубить протянутую руку целуй, пока сможешь…». А еще представим что у одичавшего волка есть частичное человеческое мышление и он в курсе, что живет на украденной у вас земле, в украденном у вас доме, питается украденными у вас плодами, продает украденные у вас ценности… Дело не в том что он плохой, просто он иной — совершенно другой подвид, и это ваши проблемы раз вы этого не понимаете…
    Другой весьма важный аспект — причины Геноцида армян стоит искать в первую очередь в геополитической и экономической плоскостях.
    На тему причин Геноцида армян в Османской Турции есть огромное количество архивных документов, исторической, научной и иной литературы, но даже широкие массы армянского народа и его элиты (включая Диаспору) до сих пор пребывают в плену ряда заблуждений специально проводимых турецкой пропагандой и ее покровителями – и это значимая часть информационной войны против армян.
    Приведу 5 самых распространенных из этих заблуждений:
    1. Геноцид был следствием Первой мировой войны;
    2. Массовые депортации армянского населения велись с Восточной фронтовой зоны в глубь Османской империи и были вызваны военной целесообразностью, чтобы армяне не помогали врагу (в основном — русским);
    3. Многочисленные жертвы среди армян — мирного населения Османской империи носили случайный, а не организованный характер;
    4. Основой Геноцида армян послужила религиозное различие между армянами и турками – т.е. был конфликт между христианами и мусульманами;
    5. Армяне хорошо жили с турками как подданные Османской империи и лишь Западные страны и Россия своим вмешательством разрушили дружеские отношения двух народов – армянского и турецкого.
    Давая краткий анализ сразу отметим, что ни одно из данных утверждений ни имеет под собой серьезных оснований. Это продуманная информационная война, ведущаяся уже десятки лет.
    Она призвана спрятать истинные причины Геноцида армян, которые лежат в экономической и геополитической плоскостях и не ограничиваются рамками Геноцида 1915 г. Было именно желание физически уничтожить армян, отобрать их материальные блага и территорию, и чтобы ничто не мешало созданию новой пантюркской империи во главе с Турцией — от Европы (Албания) до Китая (провинции Синьцзян).
    Именно пантюркская составляющая и экономический разгром армян (а затем и понтийских греков) были одной из главных идей Геноцида 1909, 1915-1923гг., осуществляемого младотурками.
    (На карте красным помечена планируемая пантюркская империя, розовым – ее дальнейшее продвижение). И сегодня маленькая часть от нашей родины Республика Армения (около 7 % от первоначальной, см. карту Армянского Нагорья) узким клином рассекает предполагаемую империю.
    МИФ 1-й. Геноцид 1915 года был следствием Первой мировой войны.
    Это ЛОЖЬ. Решение уничтожить армян обсуждалась в определенных политических кругах Турции (и, особенно, младотурок) с конца 19 века, особенно интенсивно начиная с 1905г., когда еще и речи не было о Первой мировой войне. С участием и при поддержке турецких эмиссаров в Закавказье в 1905г. были подготовлены и осуществлены первые тюрко/татарские-армянские столкновения и погромы армян в Баку, Шуши, Нахичеване, Эриване, Горисе, Елисаветполе. После подавления царскими войсками тюркского/татарского мятежа зачинщики бежали в Турцию и вошли в центральный комитет младотурок (Ахмед Агаев, Алимардан-бек Топчибашев и др.) Всего было от 3,000 до 10,000 человек погибших.
    В результате погромов тысячи рабочих лишились работы и средств к существованию. Были сожжены Каспийская, Кавказская, “Петров”, Балаханская и другие, принадлежавшие армянам, нефтяные компании, склады, театр Бекендорфа. Ущерб погромов достигал около 25 миллионов рублей — около 774,235,000 долларов США на сегодня (золотое содержание 1 рубля составляло 0,774235 гр. чистого золота) особенно пострадали армянские кампании, так как пожары были направлены именно против армян (для сравнения месячный средний заработок рабочего в 1905г. в Российской Империи составлял 17 рублей 125 копеек, мясо говядина лопатка 1 кг – 45 копеек, молоко свежее 1 литр – 14 копеек, мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм — 24 копейки и т.д.
    Не следует забывать и Геноцид армян спровоцированный уже младотурками в 1909г. в Адане, Мараше, Кессабе (резня на территории бывшего армянского царства-Киликии, Османская Турция). Было убито 30,000 армян. Общий ущерб, нанесённый армянам составлял около 20 миллионов турецких лир. Были сожжены 24 церкви, 16 школ, 232 дома, 30 гостиниц, 2 фабрики, 1,429 летних домов, 253 фермы, 523 магазина, 23 мельницы и множество других объектов.
     Для сравнения: Оттоманский долг кредиторам после первой мировой войны по Севрскому мирному договору был фиксирован в 143 млн. золотых турецких лир.
    Так что Первая мировая война была для младотурок только ширмой и декорацией к хорошо продуманному и подготовленному уничтожению армян в их ареале проживания — на исторической земле Армении…
    МИФ 2-й. Массовые депортации армянского населения велись с Восточной фронтовой зоны в глубь Османской империи и были вызваны военной целесообразностью, чтобы армяне не помогали врагу (в основном — русским). Это ЛОЖЬ. Османские армяне не помогали врагам – и тем же русским. Да, в российской армии в 1914г. были армяне из числа подданных Российской империи – 250 тыс. человек, многие были мобилизованы в войну и воевали на фронтах, в т.ч. против Турции. Однако также и с турецкой стороны по официальным данным были османские подданные армяне – около 170 тыс. (по некоторым данным около 300 тыс.) воевавшие в составе турецких войск (которых турки призвали в свою армию, а затем и убили). Сам факт участия армян подданных Российской империи не делал османских армян предателями, как это пытаются доказать некоторые турецкие историки. Наоборот, когда турецкие войска под командованием Энвера-паши (военного министра) после нападения на Российскую империю получили отпор и потерпели жестокое поражение под Сарикамышем в январе 1915 года, то именно османские армяне помогли спастись Энверу-паше.
    Тезис о депортации армян из прифронтовой зоны также лжив поскольку первые депортации армян были произведены отнюдь не на восточном фронте, а из центра империи – из Киликии и Анатолии в Сирию. И во всех случаях депортируемых заранее обрекали на смерть.
    МИФ 3-й. Многочисленные жертвы среди армян — мирного населения Османской империи носили случайный, а не организованный характер. Очередная ЛОЖЬ — единый механизм ареста и убийства армянских мужчин, а затем и депортация женщин и детей под конвоем с жандармами и организованное уничтожения армян по всей империи прямо указывают на государственную структуру в организации Геноцида. Убийство призванных в османскую армию армян-подданных, нормативные акты, многочисленные свидетельства, в том числе самих турок, говорят о личном участии государственных турецких чиновников самых различных рангов в Геноциде армян.
    Об этом свидетельствуют и бесчеловечные опыты в государственных учреждениях османской империи над армянами (в т.ч. женщинами и детьми). Эти и многие другие факты ОРГАНИЗОВАННОГО ТУРЕЦКИМИ ВЛАСТЯМИ Геноцида армян 1915г. выявил Турецкий военный трибунал 1919-1920 гг. И многие до сих пор не знают, что одной из первых стран признавших Геноцид армян, после окончания Первой мировой войны была именно ТУРЦИЯ. Среди общей жестокости и дикости выделяются методы уничтожения армян со стороны ОФИЦИАЛЬНЫХ ТУРЕЦКИХ ЛИЦ в 1915г., которые впоследствии лишь частично были применены фашистскими палачами во второй мировой войне и признаны преступлениями против человечества. Впервые в истории 20 века и в подобных масштабах именно к армянам был применен так называемый более низкий “биологический статус”.
    Согласно обвинению оглашенному на Турецком военном трибунале, депортации не были продиктованы военной необходимостью или дисциплинарными причинами, а были задуманы центральным комитетом младотурок Иттихад, и их последствия ощущались в каждом углу Османской империи. Кстати, младотурецкий режим был одной из удавшихся «цветных революций» того времени, были и другие проекты не увенчавшиеся успехом – младо итальянцы, младочехи, младо боснийцы, младо сербы, и т.д.
    В доказательствах Турецкий военный трибунал 1919-1920 гг. в основном опирался на документы, а не на свидетельские показания. Трибунал посчитал доказанным факт организованного убийства армян лидерами Иттихат (тур. taktil cinayeti) и признал отсутствующих на суде Энвера, Джемаля, Талаата и доктора Нэзима виновными. Они были приговорены трибуналом к смертной казни. К началу работы трибунала основные руководители Иттихат –денме Талаат, Энвер, Джемаль, Шакир, Назим, Бедри и Азми – бежали с помощью англичан за пределы Турции.
    Убийства армян сопровождались грабежами и воровством. К примеру, Асент Мустафа и губернатор Трапезунда Джемаль Азми присвоили армянских драгоценностей стоимостью от 300,000 до 400,000 турецких золотых фунтов (на тот момент около 1,500,000 долларов США, при средней зарплате рабочего в США в указанный период около 45,5$ в месяц). Американский консул в Алеппо докладывал в Вашингтон, что в Турции действовала «гигантская схема разграбления». Консул в Трапезунде сообщал, что ежедневно наблюдает, как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала всё, что могла унести», и что дом комиссара Иттихат в Трапезунде полон золотом и драгоценностями, которые составляют его долю от грабежей, и т.д.
    МИФ 4-й. Основой Геноцида армян послужила религиозное различие между армянами и турками – т.е. был конфликт между христианами и мусульманами. И это тоже ЛОЖЬ. Во время Геноцида 1915г. были истреблены и ограблены не только армяне-христиане, но и армяне-мусульмане, принявшие ислам еще с 16 по 18 веков – амшенцы (хемшилы). Во время Геноцида 1915-1923гг. армянам не давали сменить религию, многие соглашались на это лишь бы спасти близких — Директива Талаата «О смене веры» от 17 декабря 1915г. прямо настаивала на депортации и фактическом убийстве армян ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВЕРЫ. И не стоит забывать, что различие в религии не стало препятствием и основная масса беженцев армян христиан обрела приют и условия для организации новой жизни ИМЕННО В СОСЕДНИХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ. Так что, фактор исламо-христианского противостояния был лишь фоном / прикрытием.
    МИФ 5-й. Армяне хорошо жили с турками как подданные Османской империи и лишь Западные страны и Россия своим вмешательством разрушили дружеские отношения двух народов – армянского и турецкого. Данное утверждение может считаться апофеозом ЛЖИ и наглядным пособием информационной пропаганды, поскольку армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второсортными подданными — зимми (покорные исламу), и на них распространялось множество ограничений:
    — армянам запрещалось носить оружие и ездить верхом (на лошади);
    — убийство мусульманина – в т.ч. при самообороне и защите близких – каралось смертью;
    — армяне платили более высокие налоги, и кроме официальных, облагались налогами и со стороны разных местечковых мусульманских племен;
    — армяне не могли передавать по наследству недвижимое имущество (для них существовало только пожизненное пользование, наследники заново должны были получить разрешение на право пользования собственностью),
    — свидетельство армян не принималось в суде;
    — в ряде местностей армянам запрещалось говорить на родном языке под страхом отрезания языка (напр. г. Кутиа — родина Комитаса и причина незнания им в детстве родного языка);
    — армяне должны были отдавать часть своих детей – в гарем и на янычар;
    — армянские женщины и дети постоянно были объектами насилия, похищений и работорговли и многое другое…
    Для сравнения: Армяне в Российской Империи. Они приравнивались в правах к российским подданным, включая возможность поступления на службу, представительства в дворянских собраниях и пр. В крепостной России, на них не распространялось крепостничество, а армянским переселенцам, вне зависимости от сословия, разрешалось беспрепятственно покидать Российскую империю. Среди предоставляемых армянам льгот было учреждение армянского суда в 1746г. и право на применение в России армянского судебника, разрешение иметь свои Магистраты, т.е. предоставление полного самоуправления. Армяне освобождались на десять лет (или навечно, как, напр., Григориопольские армяне) от всех повинностей, постоев, рекрутского набора. Им выдавались суммы без возврата на строительство городских поселений — домов, церквей, зданий магистратов, гимназий, устройство водопроводов, бань и кофейных домов(!). Осуществлялось щадящее фискальное законодательство: “по миновании 10 льготных лет платить им в казну с купеческого капитала по 1% с рубля, с цеховых и мещан 2 рубля в год с каждого двора, с поселян 10 коп. за десятину”. См. Указ Императрицы Екатерины II от 12 октября 1794 г.
    При организации Геноцида армян в 1915 г. вначале 1914-1915 гг. правительство младотурок объявило войну с неверными — джихад, организовывая в мечетях и общественных местах многочисленные сборища, на которых мусульман призывали убивать ВСЕХ армян как шпионов и диверсантов. По мусульманскому праву – имущество врага это трофей первого, кто убьет его. Таким образом, убийства и грабежи осуществлялись повсеместнo, т.к. после массового объявления армян врагами — это считалось ЗАКОННЫМ и ПООЩРЯЕМЫМ материально деянием. Пятая часть награбленного у армян ОФИЦИАЛЬНО поступало в партийную кассу младотурок.
    Скорость и масштабы осуществления Геноцида 1915 г. младотурками ужасающи. В течение года было уничтожено около 80% армян, проживавших в Османской империи — в 1915г. было убито около 1,500,000 армян, на сегодня, в 2017г. армянская община в Турции – около 70,000 армян-христиан, есть и исламизированные армяне — количество неизвестно.

    Геополитические и правовые аспекты Геноцида армян

    В 1879г. Османская Турция официально объявила себя БАНКРОТОМ — размер внешнего долга Турции считался астрономическим и достиг по номиналу 5,3 млрд. франков золотом. Центральный государственный Банк Турции «Имперский Оттоманский банк» был концессионным предприятием учрежденным в 1856г. и на 80 лет был отдан английским и французским финансистам (в т.ч. – из клана Ротшильдов). По условиям концессии Банк обслуживал все операции, связанные с учетом финансовых поступлений в государственную казну. Банк обладал исключительным правом эмиссии банкнот (т.е. выпуска турецких денег), действительных на всей территории Османской империи.
    Отметим, что именно в этом банке хранились ценности и средства большинства армян, которые были у них ВСЕХ затем изъяты И НИКОМУ НЕ БЫЛИ ВОЗВРАЩЕНЫ, так поступили и филиалы иностранных банков.

    Карта убийств и погромов армян в Османской Империи на 1915 г.
    Турция быстро распродавала имеющиеся активы, в том числе передавала в концессию иностранным компаниям (в основном западным) землю, права на строительство и эксплуатацию крупных инфраструктур (железная дорога), разработку месторождений и т.д. Это важная деталь, в дальнейшем новые собственники не были заинтересованы в смене статуса территорий и их потере Турцией.

    Карта полезных ископаемых Западной Армении /Турция сегодня/.
    Для справки: территория Западной Армении богата различными полезными, в т.ч. рудными ископаемыми: железо, свинец, цинк, марганец, ртуть, сурьма, молибден и др. Имеются богатейшие залежи меди, вольфрама и т.д.
    Живя на своей исторической родине армяне и понтийские греки также участвовали в экономических правоотношениях внутри империи – особенно после ряда внутритурецких реформ (1856, 1869), прошедших под давлением Западных держав (Франции, Великобритании) и России и представляли собой значимую часть финансово-промышленной элиты Турции.
    Имея многовековой соответствующий цивилизационный потенциал и мощные связи с соотечественниками извне, включая возможность привлечения (оборота) национальных капиталов, армяне и греки представляли серьезную конкуренцию и потому были истреблены младотурками денме.
    Правовые рычаги, которыми оперировали младотурки при осуществлении депортации и Геноцида армян 1915г. (наиболее важные акты).
    1. Совокупность ряда аспектов османского мусульманского права, которые узаконивали изъятие имущества армян в силу объявления их в массе “западными и русскими шпионами”. Важный шаг в указанном направлении — объявление священной войны — джихада с неверными из стран Антанты и их союзниками 11 ноября 1914г. Изъятое имущество армян/”harbi”, согласно установленному и применяемому в Турции правовому обычаю, переходило к убийцам. По распоряжению младотурок его пятая часть официально передавалась в их партийную кассу.
    2. Решения съездов партии ”Единение и прогресс” 1910-1915гг. (уничтожение армян рассматривалось с 1905г.), в т.ч. Секретное решение комитета ”Единение и прогресс”, на съезде в Салониках об отуречивании нетурецких народов империи. Окончательное решение по осуществлению Геноцида армян было принято на тайном заседании иттихадистов 26 февраля 1915г. при участии 75 человек.
    3. Решение об образовании спец. органа – Исполнительного комитета трех, в составе младотурок-денме Назима, Шакира и Шюкри, октябрь 1914г., который должен был отвечать за организационные вопросы уничтожения армян. Организация спец.отрядов из уголовников “Тешкилат-и махсусе” (Специальная организация), в помощь Исполнительному комитету трех насчитывала до 34,000 членов и в значительной степени состояла из «четтес» — выпущенных из тюрем преступников.
    4. Приказ военного министра Энвера в феврале 1915 г. об уничтожении армян, служащих в турецкой армии.
    5. Временный Закон о депортации от 30 мая 1915 г.
    6. Закон “ Об оставленной собственности” от 10 июня 1915 г.
    7. Временный закон “О распоряжении имуществом” от 26 сентября 1915 г. Одиннадцать статей данного закона регулировали вопросы, связанные с распоряжением имущества депортируемых, их кредитами и активами.
    8. Приказ министра внутренних дел Талаата от 16 сентября 1915 г. об уничтожении армянских детей в приютах. В начальный период Геноцида 1915 г. некоторые турки стали официально усыновлять армянских детей-сирот, однако младотурки усмотрели в этом “лазейку для спасения армян” и был издан тайный приказ. В нем Талаат писал: “соберите всех армянских детей, …удалите их под предлогом, что о них будет заботиться комитет по депортации, так, чтобы не возникло подозрение. Уничтожьте их и доложите об исполнении”.
    9. Временный закон “Об экспроприации и конфискации имущества“, датируемый 13/16 октября 1915 г. В числе многих вопиющих фактов:
    — беспрецедентный характер конфискации, проведенной Министерством финансов Турции, на основании данного закона, банковских депозитов и ювелирных драгоценностей армян, положенных ими до депортации на хранение в Оттоманский Банк;
    — официальная экспроприация денег, которые были получены армянами при продаже их имущества местным туркам;
    — попытки правительства в лице министра ВД Талаата получить компенсации по страховым полисам армян, которые страховали свою жизнь в иностранных страховых компаниях, исходя из того, что у них не осталось наследников и их бенефициарием становится Турецкое правительство.
    10. Директива Талаата «О смене веры» от 17 декабря 1915 г. и т.д. Многие армяне пытаясь спастись соглашались менять религию, данная директива настаивала на их депортации и фактическом убийстве вне зависимости от их веры.
    Потери от Геноцида на период 1915-1919гг. / Парижская мирная конференция, 1919 /
    Потери армянского народа в конце 19в. и начале 20в., верхней точкой которых стало осуществление Геноцида 1915г. – не могут исчисляться ни количеством убитых, ни фиксированным имущественным ущербом – они безмерны. Кроме зверски убитых врагами, десятки тысяч армян умирали ежедневно от голода, холода, эпидемий, пережитых стрессов и т.д., в основном беспомощные женщины, старики и дети. Сотни тысяч женщин и детей были отуречены и насилием удерживались в плену, были проданы в рабство, количество беженцев исчислялось сотнями тысяч, плюс десятки тысяч детей-сирот и беспризорников. О катастрофическом положении говорят и цифры смертности населения. В Ереване только за 1919 г. умерло 20-25% населения. Согласно подсчетам специалистов, за 1914-1919 гг. население нынешней территории Армении сократилось на 600,000 человек, небольшая часть из них эмигрировала, остальные скончались от болезней и лишений. Произошло массовое разграбление и уничтожение многочисленных ценностей, в т.ч. уничтожение бесценных сокровищ нации: рукописей, книг, архитектурных и пр. памятников национального и мирового значения. Невосполним неосуществившийся потенциал уничтоженных поколений, потеря квалифицированных кадров и провал в их преемственности, что резко отразилось на общем уровне развития нации и занимаемой ею мировой ниши до сих пор, и этот список можно продолжить…
    Всего с 1915-1919 гг. было убито армян 1,800,000 по всей Западной Армении и Киликии, часть Восточной Армении. Разграблено и опустошенно 66 городов, 2,500 сел, 2,000 церквей и монастырей, 1,500 школ, а также древние памятники, манускрипты, фабрики, заводы и т.д.
    Неполный (признанный) ущерб на Парижской Мирной Конференции в 1919г. составил 19,130,932,000 французских золотых франков, из них:

    Ущерб нанесенный армян сумма в французских золотых франках
    Турецкой Армении 14,598,460,000
    Кавказской Республики Армения /в основном – территория современная Республика Армения/ 4,532,472,000

    Напомним размер внешнего долга Османской Турции был самым большим среди стран Евразии и достигал по номиналу 5,300,000,000 французских золотых франков.
    Турция расплатилась по нему и многое имеет сегодня именно за счет грабежа и убийства армян на армянской земле…
    Поскольку Геноцид армян так и остался ненаказанным преступлением, принесшим его организаторам огромные дивиденды, начиная от материальных и кончая моральными и идеологическими — увековечиванием их положительной роли для становления турецкого государства и воплощения идей пантюркизма, армяне постоянно будут мишенью.
    Именно нежелание турецкой стороны расставаться с награбленным и платы по счетам истории делает невозможным никакие переговоры по проблеме армянского геноцида.
     Признание Геноцида армян 1915 г. важнейший элемент государственной безопасности Республики Армения, поскольку безнаказанность преступления и слишком большие дивиденды однозначно ведут к попытке ПОВТОРЕНИЯ АРМЯНСКОГО ГЕНОЦИДА.
     Увеличением количества стран, признавших геноцид армян, повышается и уровень безопасности Армении, так как международное признание этого преступления является сдерживающим фактором для Турции и Азербайджана.
    Мы не призываем к ненависти, мы призываем к ПОНИМАНИЮ и АДЕКВАТНОСТИ не только армян, но и всех тех кто считает себя культурными и цивилизованными людьми. И пусть спустя более чем 100 лет, но преступления против армян должны быть осуждены, преступники наказаны, а полученное преступным путем — возвращено владельцам (их близким) или национальному государству-правопреемнику. Только так можно остановить новые преступления, новый геноцид в любой точке мира. В распространении значимой информации и последовательной борьбе за наказание преступников спасение наших будущих поколений — в ладонях матерей ищите судьбы наций…

    Изабелла Мурадян — юрист-миграциолог (Ереван), член Ассоциации международного

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: