Роль идеалов в социальном развитии

«С кем поведешься от того и наберешься», известная пословица. Но научные исследования показывают более глубокое воздействие окружения на рост и развитие детей. Окружение не просто должно быть здоровым, жизнеутверждающим, оптимистическим, но и обязательно содержать идеализированные конфигурации, структуры и образцы. Сами люди совершенны настолько, насколько совершенна среда, окружающая их. Есть такие социально-биологические понятия как импринтинг, паттерн, образец, энграмма, гипнограмма, которые обозначают процессы восприятия вещей и окружения, бессознательно отпечатлевающиеся в мозгу как слепок с оригинала. Рост и развитие ребенка во многом зависят от положительной или отрицательной тональности этих первичных образцов. Аномальное, искусственно деформированное оформление среды делает глубокую социальную патологию нормой, а это не может не приводить к масштабному разрушению условий развития детей следующего поколения. Жизнь в диаспорах заставила людей более внимательно относиться к этим элементам и даже сохранять лучшие из них через поколения, несмотря на некоторую архаику. Однако последние события, в том числе в Сирии, показывают, что получен приказ о расформировании всех возможных диаспор, как еще сохраняющих связь с пуповиной – этнокультурными традициями данного этноса. Это второй, после расформирования национальных государств, этап становления вненационального мирового социального порядка.
Наши дети становятся Маугли современного мира. Роль джунглей уже давно и успешно выполняют ТВ и Интернет. Паттерны распущенности, злобы, агрессии, лжи и предательства – это тот фон, который затмил все другое окружение. К этому тоже мы как-то уже приспособились, дети начинают разбираться, кому ни в коем случае подражать нельзя. Но более серьезная проблема касается уже всего человечества. Эволюция человечества испытывает серьезные препятствия в лице сформировавшегося античеловечного информационного фона.
Фон, который не содержит идеализированные представления, является прямой дорогой к деградации и психопатологии. Почему это так, объясняют ученые. «Так называемые врожденные таланты людей, т. е. таланты к музыке, математике, живописи, поэзии и т. п., передаются не через ДНК, а через механизмы идентификации каждого человека со своим родом-племенем…Человек, идентифицируя себя со своими родителями, со своим родом-племенем, вполне может получить полный набор его достижений. … Специалисты вполне справедливо говорят: «Идентификация правит нами». Идентификация — это процесс бессознательный… И когда каждый сочлен высокоразвитой нации идентифицирует себя с ней, то он, как бы на уровне врожденного инстинкта, получает великую культуру своей нации».
Как уже выше упоминалось, национальная идентификация — это первый запрет, наложенный на мировое сообщество. А «если внешняя среда вокруг растущего ребенка уродлива, то личность не может не быть покалеченной. Зло распространяется лишь потому, что некое множество персон, которые входят в структуры власти и которые сами имеют острые проблемы с психикой, создают еще более уродливый внешний мир для следующего поколения детей. И значит, следующее поколение не может быть нормой в принципе. Так беда заполняет все поры социального организма, так беда нарастает во времени…» (1, с.37).
Другой, более сильный фактор обязательного присутствия идеализированных представлений, раскрывается в следующем научном факте. «Мозг устроен так, что он ищет гармонию, красоту внешнего мира — если он эту гармонию находит, то развивается успешно, если ее нет, то возникает ситуация депривации (внешний мир не соответствует потребностям человека), и значит, личность полноценного развития не получает». (1, с.42). Человеческий мозг является элементом структурной гармонии космоса и, естественно, не только содержит ее в себе, но и постоянно ее ищет как источник питания и источник направленного роста. Без этой внутренней бессознательной тяги к гармонии, к прекрасному, человек заболевает и чахнет. Глаза человека сканируют пространство и буквально ищут красоту. Глаза — это выдвинутые во вне участки мозга.
«Поиск человеком гармонии, которая воспринимается как красота, не случаен. Смысл этого поиска заключается в том, что развитие мозга человека имеет четкий вектор, он запрограммирован на некую систему формирования своих совершенных объемных рисунков-конструкций-паттернов, а эти конструкции могут быть естественно-совершенны лишь тогда, когда личность окружает среда Полноты бытия. И это значит, что лишь воспитание детей в условиях Полноты бытия позволит избежать обретения ими неврозов и депривации. Это должна быть Среда с гармоничным природным комплексом и совершенной архитектурой, это должна быть Среда, в которой дети имели бы возможность заниматься многими видами искусств, которые для младших детей были бы совмещены с играми, а для старших — с техническим и научным творчеством.
Более того, дети и их родители обязательно должны быть встроены в глубоко организационно продуманный, достаточно совершенный социум. Ибо только совершенство социальных отношений мира взрослых порождает совершенные социальные связи молодежи». (1, с.43).
«Центральная проблема становления естественной идентичности — это становление совершенной нравственности. А совершенная нравственность автоматически предполагает формирование идентичности гармоничному социальному союзу». (1, там же ).
Поразительно, насколько все эти современные научные факты перекликаются с мировоззрением павликиан. Недавно, в серии интересных очерков Лия Аветисян осветила многие аспекты еще не изученной нами истории павликиан. (Интернет-газета «Пятница» — см. также в «Юсисапайле» Когда, кому и как досадили павликеане?). Оказывается, что их название происходит от армянского «бав ли кеанк», что означает – Полнота бытия! Сравните это с вышеприведенным фактом современного научного исследования. Та же – Полнота бытия!  Приходится допустить, что все эти факты не только были известны павликианам-катарам, но и использовались для выстраивания сознательно выверенной по ним социальной жизни. Известно, какое большое значение придавали павликиане-катары интерьеру, его изяществу и  убранству. (См. мою статью «Армения-страна ученых»). Этическое совершенство и красота – были главными их стремлениями.
Еще более удивительными совпадениями являются научно констатированные условия продуктивной творческой деятельности с теми характеристиками мышления, в которых павликиан обвиняли невежественные духовники. Цитата из той же книги: «Любая творящая система, во-первых, должна являть собой достаточно хорошо гармонизированные пары сил, и, во-вторых, она должна быть сцеплена, сцементирована органично прочными связями, способными хорошо сопротивляться всему, что работает на разрыв. В процессе социального развития, т. е. в процессе социального творчества, проявление сути этих сил — нравственные чувства людей…. Постоянное стремление системы к гармоничному балансу сил — это есть наиважнейшая составляющая процесса  творчества. Равновесие сил гармонии — это включение механизма совершенного развития. Нарушение гармонии противоположностей — один вариант вывода из строя системы развития» (1, с.30).  Второй — это когда мышление не способно удержать противоположности.  
А павликиан обвиняли в дуализме, или, говоря современным языком, в диалектике мышления, в том дуальном рассмотрении вещей, что присуще всей восточной философии, но почему-то никто китайцев не обвиняет в сектанстве за их приверженность к дуальной системе мышления «Инь-Ян».
Теперь более ясной становится научная методология, зашифрованная в труде Г.Нарекаци. В каждой строчке этого гениального труда – напряженное противоборство двух противоположных сил, разрешающееся в их гармонию. Получается, что павликиане владели этой методологией за полтора тысячелетия (около 1500 лет назад ) до  современных ученых! Да, их печальная судьба была в том, что они значительно опередили свое время. Они были интеллектуалами средневековья, и вошли в серьезный конфликт с католической церковью, которая и уничтожила их. И признание павликиан со стороны этой церкви в лице освящения Г.Нарекаци, пришло только в 2015 г. Но мировоззрение – неуничтожимо!
Павликиане, как наследники великой восточной культуры, владели более серьезными пластами знания, которые еще предстоит переоткрыть современной науке. Но уже сегодня, в свете их идей, стоит пересмотреть причины уничтожения Центра молодежи в Ереване (башни-кукурузы), аэропорта «Звартноц» и других шедевров армянской архитектуры. Именно красота способствует интеллектуальному росту и гармоничному личностному развитию. Те силы, которые этому препятствуют, а они хорошо известны, не жалеют средств, чтобы остановить рост армянского гения, снова мощно заявивший о себе в годы начавшегося освобождения. Сломанные ступени подземных переходов, трещины и щербинки на тротуарах и др. искажения и уродства призваны создать депривацию у ереванцев, особенно у детей, и лишить всех нас полноценного духовного здоровья. И, кажется, это те же самые силы уничтожили один из совершенных образцов армянского зодчества – храм «Звартноц», а вовсе не выдуманное землетрясение. Необъявленная подлая война на уничтожение армянской культуры, ведущаяся через уничтожение музеев и библиотек, археологических памятников и архитектурных шедевров, будет только способствовать еще более активной мобилизации армянского таланта и пробуждению могучих духовных сил, как это некогда сделали павликиане, преобразив культурный мир средневековья.

1.«Возможность и вероятность нравственной глобализации мира». Материалы научного семинара. Вып. № 9. М.: Научный эксперт, 2012. — 120 с.

Григорьян Э.Р., социолог

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: