Государство павликиан в Западной Армении

Принято считать, что первый исторический пример социалистического государства – это парижская коммуна. Мы же хотим рассказать историю, гораздо более древнюю. Историю средневекового еретического движения «Павликиан». Вдумавшись во все то, что удалось совершить этому движению, неискушенный читатель будет поражен. Впрочем, по порядку.

Во второй половине VII века, в древнем городе на западном берегу Ефрата, Самосате, начал проповедовать некий армянин Константин, который, впоследствии, принял имя Сильван, в честь сподвижника апостола Павла. Им была основана церковь павликиан (вновь в честь апостола Павла), идеи которой на столетия опередили свое время. Под руководством этой церкви зародилось одно из крупнейших народных движений Востока, которое, то усиливаясь, то ослабевая просуществовало около двух столетий.

В чем была суть учения «Павликиан»? Они верили, что в основе нашего мира лежат два начала – добро и, соответственно, зло. Первое – это по сути благополучие, находится на земле, а не в мнимом небесном царстве. Они проповедовали, что необходимо установить блаженство уже в этом мире, а не ждать его после смерти, как утверждала христианская церковь. Павликиане приняли постулат о том, что все люди, вне зависимости от своего происхождения, положения в обществе и состояния – равны. Не напоминает ли это идеи социализма? Движение выступило противником крупного землевладения, всяческих религиозных обрядов и, что занятно, церковной иерархии. Новые идеи быстро и широко распространились среди населения. Многие стали видеть в нем освобождение от угнетателей. Павликиане стали создавать независимые общины, которые не подчинялись ни феодалам, ни церкви. Они также отказывались платить налоги.

В 720 году в Двине армянская церковь созвала церковный собор, на котором павликиане были объявлены еретиками, их учение ересью. Собор предал их анафеме и строго запретил вступление с ними в брак. На павликиан начались гонения, их ловили и убивали. Впрочем, это не сломило павликиан, движение стало еще сильнее. Усилив борьбу, движение переросло в восстание, которе охватило центральные и южные области Армении, которые в то время находились под арабским владычеством. Воспользовавшись тем, что движение уже стало серьезной угрозой для сельских и духовных феодалов, знать пришла к соглашению с арабами, получила помощь от эмира и стало искоренять павликианство силой оружия. Движение было вытеснено из центральных и восточных областей Армении, но перешло в юго-восточные и западные области, где стали возникать общины. Появились и новые лидеры, среди которых выделялись двое – Иосиф и Ваган. Движение распространилось также в восточных провинциях Византийской империи, особенно среди армян и греков. Одна за другой и там стали возникать крупные общины.

В Византии павликиане также подвергались гонениям, которые особенно усилились с приходом к власти императрицы Феодоры. Во главе движения встал некий Карбеас, который основал государство павликиан, столицей которого стала построенная Карбеасом крепость Тефрика, которая располагалась на берегу Ефрата в Западной Армении (в настоящее время город Дивриги в Турции). Государство павликиан заняло огромную территорию, которая примерно соответствовала одному из регионов Малой Армении. Представьте себе что это значило. Движение по сути создало сильное государство, которое было независимым от Византийской Империи и Арабского халифата. Оно привлекало угнетенных и бедных крестьян, которые переселялись в него, воодушевившись идеями справедливости уже во время земной жизни. Вскоре павликиане начали совершать набеги на Византию. Карбеас встал также во главе армии павликиан, которая не раз нападала на Византию и одерживала победы. Много раз отряды, которые были посланы против Карбеаса были разбиты.

Пасынок Карбеаса Хрисохир, также имел множество военных успехов. Он пронесся по всей Малой Азии. Император Василий Македонянин урожал Хрисохиру, но безрезультатно. Затем последовали мирные обещания, которые также не остановили продвижение павликиан. Армия Хрисохира разграбила Никею и Никомидию, Анкиру и Эфес. Ни на шутку обеспокоенный император был вынужден организовать большой поход на Тефрику. Павликиане одержали победу у Тефрики и обратили византийскую армию в бегство. За этим последовало ответное наступление армии павликиан, ими была захвачена Анкара. Только к второй половине IX века Византии удалось справиться с государством павликиан. После ряда походов в 872 году император Византии Василий 1 захватил и разграбил Тефрику. По всей территории Западной Армении было убито около 100 тысяч павликиан (по другим данным жертв было в разы больше, до 400 000).

Резюмируя сказанное, отметим: под боком у двух сильнейших империй было создано государство в котором все люди были равны, которое имело сильную армию, а идеи, на которых оно основывалось были далеко впереди своего времени. Много ли таких примеров в человеческой истории?

Завен Григорян

Реклама

комментария 4

  1. Господа давайте оставим бога в покое . Эта история когда то нам преподавали ? Но почему то не авторы учебников , не учителя фармазоны не передовали материал как полагается ,что бы хоть поняли о чем речь . Сейчас все понятно . И где святость армянской церкви ? Обычная крышевание . Церковь держал список мужиков -которые платили налоги . И любой завоеватель с помощью церкви (Армянская Апостольская СВЯТАЯ Церковь ) за проценты помогал всем , кто башлял ей процент . 1800 лет или около этого нация кормила эту гидру !!! За что -плач Нарекаци или за Кучака , нет . Эти титаны мысли работали вопреки церкви. Вот Павликианцы и есть наши достойные предки . Мы должны изучать их пример для строительства нормального общества а не этих преступников , то что делает армянская церковь хуже Мавроди .

  2. Согласно новым исследованиям название движения происходит от «բավ լի կյանք», поскольку вначале действительно было направлено против роскоши, излишеств и злоупотреблений положением служителями церкви, и ничего общего с именем апостола Павла не имеет.

  3. Действительно, с чего бы это армянское движение павликианов имело столь странное название, словно апостола Павла наделили кликухой Павлик (как если бы большевиков назвали вовиками, а иудеев – яхвиками)? Да попросту потому, что установочное самоограничение в мирских утехах, запрет на погоню за материальным избытком и призыв к нестяжательству и честному труду, семейному счастью и благополучию рода в этом движении так и звучит по-армянски: Пав ли кеанк (Պավ լի կէանք): «Довольствуйся полнотой жизни». Не будем забывать, что в грабаре и в срединноармянском оно так и писалось с «к» на конце — Պավլիկէանք.

  4. […] статье З. Григоряна, помещенной в Юсисапайле (см. Государство павликиан в Западной Армении Posted on 18.01.2016 by Юсисапайл) наглядно показана роль […]

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: