Еще раз об истоках армянской идентичности

К несостоявшейся дискуссии
В нашу редакцию пришло вот такое письмо:
«Уважаемый г-н редактор «Юсисапайла»
Случайно, в поисках публикаций по идентичности, попал на заметку профессора Э.Р. Григорьяна «Истоки армянской идентичности» (опубликованную два года назад).

Уже по чтении первых двух абзацев мне стало ясно, какого рода эта публикация. Фоменко и Носовский отдыхают. Тем не менее, дочитал ее до конца. Автор – не историк, не филолог, не знающий ни грабара, ни египесткого, берется по случайным признакам утверждать, только с опорой на монографию, пусть и фундаментальную, Ю.Я.Перепелкина, о наличии армянских корней в египетской культуре, а заодно и об истоках армянской идентичности. Если оставаться в формальных пределах академической компетентности автора (социальная теория), надо отметить, что об армянской идентичности не сказано ни слова, а усмотрение корня «Арам» в этнониме «армяне» бездоказательно. Подгонка египетских сакральных слов под слова, известные из современного армянского языка, не выдерживает никакой критики. Не исключаю, что многие армянские слова восходят к шумерскому языку (и, возможно, в отдельных случаях это восхождение предшествовало влиянием на армянский персидского языка), а шумерский повлиял на египетский. Но для установления таких связей монографии Перепелкина и фонетических интуиций самого Григорьяна явно недостаточно. Не стоило бы обращать внимания на эту заметку, будь она на армянском (т.е. для внутреннего армянского пользования), хотя интеллектуальное здоровье армянской молодежи тоже заслуживает заботы. Но публикация этих домыслов под видом научных выводов на русском, да с представлением автора как ведущего научного сотрудника армянского академического института, ничего кроме неловкости у меня как армянина вызвать не может, а для неармян – это еще один повод насмешливо улыбнуться, а то и позубоскалить относительно пресловутой армянской национальной гипергордости.

С уважением,
Р.Г.Апресян
доктор философских наук»

Редакция попросила ответить на это письмо самого автора статьи. Вот что он написал:

«Уважаемый Р.Г. Апресян!
Очень рад Вашему отклику, думаю, что в Вашем лице вижу представителя гуманитариев, небезразличных к истории и культуре своей нации. Но прошло ведь 2 года! И это первый отклик! А ведь множество вопросов армянской идентичности так и не разработано. А когда годами читаешь небылицы по армянской истории, высказываемые неспециалистами, вроде той заметки, с которой и началось мое вынужденное «плавание» по морям истории, то всегда думаешь, а где же специалисты, почему они молчат?

 Я напомню, какой фрагмент из интервью общественного деятеля вызвал мое недоумение: «Изначально об армянах пишут как об арменах, представителях страны Армения или Арменя. И наиболее точное представление, почему возникло это имя, связано с армянским божеством Арам – главным богом армянского пантеона. И Армии (возможно,  имеется в виду Армения – Э.Г.) означает страна аров… То есть Армения изначально – это страна Арам» (это утверждаю не я, а автор интервью).

При всеобщем молчании специалистов – историков, лингвистов, этнологов, культурологов, филологов, переводчиков и др. – ведь статья-то не в закрытом сборнике, а в открытой интернет-газете «Еркрамас» – пришлось мне – социологу, копаться в книгах по древней истории и, найдя неплохую книгу  Ю.Я.Перепелкина, и проштудировав ее, я высказал свое мнение всего лишь как требующую проверки гипотезу.

(Цитирую себя: «В этой статье я предлагаю в качестве гипотезы одно объяснение, которое, естественно, нуждается в дальнейшей, более тщательной проверке».)

По сравнению с высказанным суждением общественного деятеля, мои тезисы — это все-таки  шаг вперед. Наука развивается путем критики, коррекций и самокоррекций. И я надеялся, что последующие отклики более подготовленных в этих областях специалистов внесут более грамотные оценки, чему я буду очень благодарен. Ведь, как правильно Вы говорите: «интеллектуальное здоровье армянской молодежи тоже заслуживает заботы», поэтому гуманитарии не должны проходить мимо сомнительных тезисов. Совершенно с Вами согласен, что армянам не должно быть безразлично, что о них думают и публикуют в массовой печати, тем более по таким ключевым вопросам.

Но только от Вас я получил единственное и дельное письмо, и если Вам близка эта тематика, то очень интересно было бы прочитать Ваше мнение по затронутым вопросам. Надеюсь получить от Вас в ближайшее время небольшой текст, который, думаю, не откажется опубликовать главный редактор «Юсисапайла» Давид Балаян в рамках полемики с опубликованным ранее материалом.

С уважениям,
Э. Григорьян»

Но у автора письма, оказывается, нечего сказать по существу вопроса:

Уважаемый Эрнест Рубенович!

Спасибо за отклик на мою реплику. В ней я обратил внимание на методологию Вашего рассмотрения: она не показалась мне убедительной. По существу вопроса я, конечно, не взялся бы сказать и слова.

С добрыми пожеланиями,

Р.А.

 

Один ответ

  1. Не понятно ,почему все соседи пишут свои истории не оглядывая
    не на что ! В Москве не кто не знает термин Армянское нагоре.
    Истоию пишут как сценарии в Голивуде. Нам нужны умные книги
    по нашей истории! Я хочу внукам по вечерам читать про Великую
    Армению а не про Колобка !

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: