Алексей Муравьёв: Без чудес

История про Дары волхвов (это слово теперь уже не означает рассказ О. Генри) очень смущает. И главное – не то, что интеллигенция не понимает символического языка, организаторы манипулируют чувствами людей, а люди безропотно стоят по 12 часов. Главное тут – то, что два входа. Не один, а два. В первый стоят по 12 часов, а во второй завозят ВИПов на лимузинах. И это все обесценивает: и символический язык, и чувства народа. Символический язык универсален, как объединение горнего и дольнего. Чувства индивидуальны – они у каждого свои и в каждом случае люди ждут «своего», своей встречи. Но настоящей встречи не происходит.

Это потому, что существуют две принципиально разные вещи: чудо и, условно говоря, маркетинг. Это два мира и две разных логики. Одна логика предполагает, что есть чудесный, магический предмет, символизирующий и подающий счастье, здоровье, удачу, семейное благополучие и все такое. За этим предметом можно ехать через всю страну, стоять днями и ночами, терпеть лишения и страдания, наконец. Потому что это – чудо. Оно дает даром, много и каждому отдельно. И чудо продать нельзя.

Дело в том, что для продажи есть другая логика – логика маркетинга. В ней есть товар, который разным таргет-группам продают за разные деньги. Есть, например, большие начальники и «нужные» люди, им продают за лояльность. Есть бартер для людей попроще – одни дают доступ к «товару», другие – массовостью обеспечивают рекламу и медиа-интерес. Есть совсем простой маркетинг – толпа замерзших людей переключает темы с неудобных (например, про «голубые» скандалы) на удобные. И все довольны. Но эта история не про чудо и не про встречу.

Тот факт, что есть два входа, означает, что логика чуда принесена в жертву логике маркетинга. Нельзя сделать вход для ВИПов и не попасть в логику маркетинга. Реализация социальных привилегий через доступ к магическим или сакральным объектам немедленно и автоматически превращает их в товар. Именно это, а совсем не мифическая «ненависть ко всему православному» движет разного рода либеральной интеллигенцией, которая в эфирах и колонках возмущается «зомбированием». Стоящих в очереди людей рассматривают как лохов, которых «разводят», как обманутых дольщиков или клиентов МММ. Их жалко, но они «сами виноваты».

Патриотические и православные защитники «даров» начинают защищать чудо и символику от риторических «десакрализаторов». Но ни дары не нуждаются в защите, ни «десакрализаторы» – в обличении. Это просто такой менеджмент, называется коммерциализация или монетизация символического капитала. Само чудо не продается, а вот средство лечения или амулет – запросто. Можно ли перевести объект обратно из одной категории в другую, из объекта в чудесный артефакт? Да, и очень просто – через социальную коммуникацию поверх иерархических барьеров.

Достаточно вообразить, что стоит очередь, например, к каким-то священным предметам. И тут к народу подходит царь. Натуральный самодержец, со всей харизмой и прочими красотами. Он не идет прямо к ВИП-дверям, а кланяется народу и говорит людям примерно так: «Простите люди добрые, Христа ради! Пришёл, вот, поклониться честным дарам! Пропустите?». «Бог с тобой, царь-государь! Иди – поклонись, за нас помолись» и кланяются ему в ноги. Все.

Но такой коммуникации не происходит. И не от того, что царя нет. Царь-то как раз есть, есть и бояре, и вельможи. Но нет вертикальной коммуникации, нет гласа, обращенного к людям. Есть два изолированных домена: начальников и людей. А между ними – условный ОМОН. И если надо обратиться из одного домена в другой – это только через них. Поэтому и получается, что два выхода, один для начальников, а другой – для остальных. И ОМОН охраняет границу. А «дары волхвов» – товар для лохов с очередью, а для начальников – без. Социальный товар, который работает на воспроизведение системы. Вы покупаете, они продают. Можно еще попытаться пролезть в дверь для начальников и получить товар с заднего входа. Но мне это неинтересно. Я хожу в другие магазины.

Полит.Ру

Один ответ

  1. Красиво сказано ! Башка !
    Хочу рассказать случай . В молодости работал на севере Магадана и перед отпуском хотел достать кожаную куртку ,импортную- для понта за любие деньги .Не получился . Раб.снаб.
    не давался ! Помогла подруга из райкома ВЛКСМ. Когда обмывали
    я принял нормально и как член КПСС начал разоблачать . Сильно
    была задета мое честь ! Подруга толком обяснила-дефицит для того чтобы всякие в кожанке не шлялись. Кож.пальто и плащи для райкома, куртки для ком.состава. А для остальных брезентовые куртки из овчины из болгарии.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: