Артур Устян: Концептуальные основы геополитической стратегии Армении в XXI веке

Прежде чем начать рассмотрение геополитической стратегии развития Армении, необходимо определить, что такое геополитика. Автор данной статьи придерживается той точки зрения, которая определяет геополитику как науку, систему знаний о контроле над пространством[1]. Наиболее же развёрнутая авторская формулировка дана в работах «Неовизантизм как евразийская стратегия развития России в XXI веке» и «Византийская политология: теория и практика»[2]. Автор данной статьи рассматривает геополитику как нау­ку, изу­чаю­щую в един­ст­ве гео­ис­то­ри­че­ские, гео­эко­но­ми­че­ские, гео­стра­те­ги­че­ские, гео­куль­тур­ные, гео­ре­ли­ги­оз­ные, геоде­мо­гра­фи­че­ские, гео­философские, геокосмические, геоглобальные и дру­гие взаи­мо­дей­ст­вую­щие фак­то­ры, ока­зы­ваю­щие влия­ние не толь­ко на стра­те­ги­че­ский по­тен­ци­ал го­су­дар­ст­ва, но и на раз­ви­тие со­вре­мен­ной ме­ж­ду­на­род­ной по­ли­ти­ки. От­сю­да глав­ная и ха­рак­тер­ная ка­те­го­рия гео­по­ли­ти­ки как нау­ки – это ка­те­го­рия раз­ви­тия, яв­ляю­щая­ся про­из­вод­ной от ка­те­го­рии взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­тов ме­ж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний.

Конечно, существуют и другие точки зрения на геополитику, которые и вовсе её не считают наукой. Подобный подход принципиально неверен и является явно не профессиональным. Считая геополитику наукой и системой знаний, необходимо отметить, что базовыми категориями этой науки являются геополитическое пространство, геополитическое поле, геополитический регион, геополитическая линия, геополитическое соперничество, геостратегия, граница, национальная безопасность государства, национальный интерес, национальная мощь и наконец, экспансия. В данной работе будет акцентировано внимание на последней категории как наиболее важной и примечательной для только рождённого и соответственно развивающегося государства, каковым является Республика Армения.

Но прежде определим те критерии, которые предопределяют геополитическую мощь государства (по Н. Спайкмену)[3]:

1.поверхность территории;

2.природа границ;

3.объём населения;

4.наличие или отсутствие полезных ископаемых;

5.экономическое и технологическое развитие;

6.финансовая мощь;

7.этническая однородность;

8.уровень социальной интеграции;

9.политическая стабильность;

10.национальный дух.

Вот так называемых «десять заповедей» геополитически сильного, могущественного государства, служащего в первую очередь интересам собственной нации. Эти критерии универсальны и применимы к новорождённой Армении как независимому государству, которому необходимо развитие, в том числе и геополитическое. Перед Арменией встаёт вопрос о том, что же делать в ситуации, когда необходимо освоить процесс становления и определить путь развития. Именно поэтому все вышеобозначенные категории и критерии геополитики и геополитической мощи государства выносятся на передний план. Очевидно, что только постановка подобных вопросов в научной плоскости способно решить хроническую болезнь армянской государственности – отсутствие концепции научно обоснованного социально-политического становления и развития государственности с метастратегическим прицелом.

В рамках подобного подхода на первый план выходит наиважнейший элемент-категория геополитики – экспансия. Этот индикатор «живучести» государства является в то же время и двигателем политики, экономики, науки. Экспансия или способность государства к осмысленной и тщательно разработанной экспансии задает параметры такой духовной и интеллектуальной формы мобилизации, как идеология. Таким образом, основным двигателем развития государства является «идеология экспансии». Для её развития необходимы все (или подавляющее большинство) вышеотмеченных 10 пунктов геополитического могущества государства. В данном случае будем считать, что большая часть этих пунктов наличествует или потенциально наличествует в армянской государственности. Следовательно, можем уделить всё внимание в данной работе «идеологии экспансии».

До сих пор эта идеология воспринималась как идеология разрушения, покорения, унижения, уничижения, эксплуатации и т.д. Связано это было с однобоко-негативной категоричностью и непрофессионализмом в политической сфере знаний. Отказавшись от негативных сторон экспансии, обратим внимание на положительные её моменты (ибо их явно больше). Для правильного восприятия этой идеологии необходимо чёткое восприятие и понимание принципа «свой-чужой». В геополитике подобное соотношение имеет фундаментальное значение. Следовательно, необходимо определить «своих» и «чужих». Как правило «свой» определяется через цивилизационную близость или родство, «чужой» — через цивилизационную чуждость. Определив «своих» и «чужих» можно, наконец, приступить к детальному рассмотрению категории экспансия.

Как уже выше отмечалось в рамках данной работы, нас интересует только «позитивная экспансия». В дальнейшем слово «позитивная» будет опущено, но саму категорию «экспансия» следует воспринимать исключительно позитивно. Этот уточняющий момент необходим, дабы избежать всяких утверждений об агрессивности Армении и теоретиков её государственности, кстати, подобные утверждения также являются признаком политического непрофессионализма.

Экспансия важнейший индикатор жизненности государства: превалирование в жизнедеятельности народов тех или иных форм экспансии влияет на государственный строй общества, уровень притязаний государства, на роль в международной политике и в мировой истории. Экспансия – это форма социального движения, её можно охарактеризовать как способ ускорения динамики исторического времени, как механизм перехода количества в качество, как катализатор социальных процессов. Экспансионизм является ускорителем социальной истории, то, что является внутренним двигателем самой экспансии.

Активатором служит этноэнергетика нации, а также энергетически сильные (энергичные) личности, объединяющиеся для решительных наступательных задач. Говоря иными словами, активатором выступает пассионарность или жизненная энергетика нации. Пассионарность (от лат. passio — страсть, страстность). Армяне – одна из самых, если не самая страстная и энергичная нация в мире. Об этом факте говорит история расселения армян в мире и достижение ими огромных успехов во всех сферах жизнедеятельности. Индивидуально армяне достигают феноменальных результатов деятельности, и это в тяжелейших психологических, экономических и социально-политических условиях проживания на чужбине. А вот отсутствие способности к коллективной деятельности до сих пор не позволяет сформировать собственную государственность, а значит продуктивно рассмотреть два ключевых понятия, без которых нет армян и Армении – экспансия и этноэнергетика.

Армянин энергичен и страстен, он стремится привнести что-то «другим», доказать что-то «другим», построить что-то «другим», подумать о «другом» и т.д. Так жил всегда армянин. Он не был озабочен строительством «своего». Он лишь горевал, страдал, печалился, сожалел о былом своём отечестве, предпринимал редкие и авантюрные попытки восстановления своей государственности и т.д. Но реально и продуктивно так и не приступил к строительству «своего». Имея столь значительную продуктивную энергичность и страстность в достижении своих целей на чужбине, армянин всегда стремился понравиться «другим». Он сеял добро для «других» и зло для «себя». Армянин на своей родине стал асоциальным и контрпродуктивным. Он стал разрушителем собственного отечества. Армянин перестал быть армяноцентричным. «Чужое» для него было лучше «своего». Так он терял чувство гордости за своё отечество. Отечество, теряя своих «сынов и дочерей», вело лишь оборонительную политику. Отечество хирело и разлагалось. Армяне массово покидали Родину, забывая со временем страницы великой истории своей страны. Армяне забыли о былом имперском могуществе, забыли о способности к самоорганизации, а значит и к экспансии.

История показала и доказала, что человечество живет в мире экспансий – этнической, военной, экономической, культурной, научно-технической. Это «реактор», который передает энергию от одного народа к другому и инициирует процесс. Экспансия – это механизм подключения к ресурсам других народов с целью обеспечения собственных жизненных интересов. Энергичность нации – это её способность к развитию факторов своей жизнедеятельности. Место, которое та или иная нация занимает в политическом и экономическом сообществе этносов Земли – показатель продуктивного использования его этноэнергетики.

Выдающийся арабский историк XIV Ибн Халдун полагал, что ключевым фактором, определяющим настоящее и будущее данного общества, является асабия– способность осознавать и отстаивать свои коллективные интересы. Способны ли армяне совершить свою «внутреннюю революцию» и наконец, осознать и отстоять свои коллективные интересы? Думаю, что «да». Почему? Потому что на данный момент сложились все условия для способности измерять и планировать на основе профессиональных знаний о строительстве государства и нации. Без этой «способности» армяне и Армения всегда оказывались в плену предубеждений, иллюзий, субъективных, поверхностных оценок.

Говоря о «позитивной экспансии» необходимо отметить, что она должна проявляться во всех основных сферах жизнедеятельности: в сфере политики, экономики, культуры, идеологии, в научно-технической и этнической сферах. Армянин добивался многого не потому, что это было легко, а потому что это было трудно. Армянин никогда не боялся трудностей. Прекрасное качество, ибо оно есть симптом потенциально экспансионистской нации. Только такая нация способна в дальнейшем осваивать космос. На данный момент таких наций не так много (англо-саксы-германцы и китайцы-японцы). Но армяне потенциально в их числе.

Армении и армянам необходимо для своего развития понять, что армянская цивилизация не может «жить, чтобы выжить», или жить «чтобы не напрягаться». Такие общественные системы не выживают, но имея такое геополитическое положение как нынешнее тем более. Этап новорождённости, который проходит на данный момент Армения, нуждается в рефлексии, осмыслении пройденного Арменией как страной пути, и размышлениях о той реальности, в которой предстоит жить армянской нации и государству в будущем.

Сейчас это главное, ибо только так формируется способность к «видению будущего», так зарождается стратегическое мышление, так зарождается смысл бытия нации и государства. Может ли геополитическое будущее армянского государства и нации быть вне экспансии? Нет? Почему? Потому, что экспансия – это «сила». История развития человечества показала, что люди в своем большинстве поклоняются всегда только Силе. Будь это политическая, экономическая, морально-нравственная (этическая), культурная, социальная или какая-либо другая. Силу всегда олицетворяет богатство или персона главы государства. Один и тот же человек может начать свой путь атеистом и коммунистом, потом стать сторонником либеральных ценностей, а завершить свой путь ортодоксальным до непримиримости христианином или мусульманином. И на каждом отрезке своего жизненного пути этот человек будет искренен, ибо подлинная его религия – Сила! С таким «универсальным конформизмом» ещё в раннем средневековье столкнулось армянское государство, когда армяне уходили служить «другим», то есть более сильным государствам, добиваясь самых высоких результатов – возглавляли эти государства. Отсутствие же внутренних Сил для строительства своего государства приводило армян к массовому переезду в другие государства (или оставались, но служили местной Силе – исламу, так армяне исламизировались и тюркизировались). Знаменательна экономическая и финансовая мощь армян, но служившая опять, же не государственным интересам и нации. Так появились антиармянские (с государственнической точки зрения) армянские финансовые тузы Константинополя, и которые сыграли решающую отрицательную роль в разгроме армянства в Анатолии. Ведь практика показала, что экономическая экспансия – лучший способ трансформации традиционного социума в классическую демократию, так как модернизация идёт не за счёт «выжимания соков со своего народа», а путем подключения к ресурсам других стран. Но армянские финансовые тузы и тогда и сегодня занимаются именно «выжиманием соков со своего народа».

Конечно, надо понимать, что демократия не может победить на планете – не хватит ресурсов Земли, чтобы обеспечить гражданское общество необходимым уровнем. Для остальных традиционный социум в наилучшей степени регулирует проблему бедности и блокирует социальный паразитизм! Именно поэтому Армения должна выбрать путь «демократии» (пусть даже авторитарной, что ближе всего армянской натуре), то есть встать в ряд исключительных государств, способных обеспечить высокий уровень жизни своих граждан. Так появляется значимость Армении для всего Кавказо-Ближневосточного региона. Если Армения способна будет занять подобную позицию, развить институционально и социально «авторитарную демократию» (напомню, что в данном регионе она иной быть не может), то Армения состоится как государство привлекательное для многих народов данного региона. Или говоря иным языком, стране надо прорваться из «лузеров» в «винеры». Или, на языке ряда западных научных школ, речь идет о «многоэтажном мире», о странах первого, второго (а может быть и третьего, четвертого сорта…).

Армения должна стать государством высшего сорта. Для этого есть все необходимые условия, и даже то, что хронически армянам и Армении до сих пор не хватало – интеллектуальное и профессиональное обеспечение национально-государственного строительства и развития. В связи с этим Армения должна не просто подключаться к чужим ресурсам, а формировать свои. Армения должна осмотрительно взвалить на себя «бремя белого человека». Так появляется дополнительная мотивация существования Армении. Так рождается идея мессианства Армении и армянской нации. Главное – это чтобы подобная миссия не оказалась слишком тяжелой ношей, а для этого необходим трезвый прагматичный расчёт. Что же касается ресурсов… Разве у Армении их мало? Надо просто навести порядок в своём доме, и приступить к экспансии. Страна должна сама себя кормить, лечить, защищать, обеспечивать своих граждан достойным жильём, работой, образованием, не оглядываясь на европейские или исламские идеалы. В любом случае надо помнить, что для Армении демократия (в том числе и «авторитарная демократия») не цель, а средство. Цель же достойная жизнь уверенных в себе и гордящихся своей страной людей. Армяне должны быть счастливы и должны гордиться своим государством и принадлежностью к своей нации. При таком положении дел, в случае успеха такого цивилизационного проекта обязательно многие захотят стать гражданами подобного государства, влиться в её гуманистическое жизнеустройство.

Нынешнее же положение Армении говорит о том, что об экспансии следует думать меньше всего. Но это явная ошибка. Ибо ещё раз отмечу, что экспансия – это сочетающееся единство работы, как на внутреннем фронте, так и на внешнем. Тактическая одновременность этих двух аксиоматичных факторов развития государственности обеспечивает успех государству в долгосрочном (стратегическом) плане. Важно при этом учитывать геоисторический опыт армянской геополитической экспансии в Египет (гиксосы), Балканы, Среднюю Азию, Ближний Восток. Армянский опыт показывает, что просто захват государства или территории всегда ограничивался сменой состава правящей элиты, изменением границ государства, но не приводил к изменению принципов существования подчинённого народа.

На протяжении всех армянских захватов будь-то гиксоское, ахеменидское, парфянское, византийское, сасанидское или даже османское, армяне умудрялись лишь утвердить свою политическую власть под различными идеологическими знамёнами, составив тем самым только господствующую элиту данных государств. Подобное положение не приводило к закреплению захваченных земель под эгидой армянской государственности с доминированием армянского языка. Не удавалось создать армяноцентричную (армяноязычную) государственность и цивилизацию, хотя в распылённом состоянии она существовала на протяжении всей Евразии, зародившись в пределах Малой Евразии – в Анатолии. Армянский господствующий класс вышеперечисленных государств не мог закрепить успех на культурном уровне, как например это сделали испанцы или англичане, создав в своём роде уникальные цивилизации — латиноамериканскую и англо-американскую. Поэтому надо различать примитивную агрессию и экспансионизм.

Экспансия – это не одномоментный акт, например, захвата куска территории одного государства у другого или полное его покорение. Экспансия – это целенаправленный процесс культурного, политического и экономического воздействия на пассивные народы и страны, длящийся довольно длительное время: десятилетия и даже столетия. В результате изменяется вектор и сама суть исторической эволюции в локальных (региональных) или глобальных масштабах. Таким образом, происходит культурная, а значит национальная ассимиляция покорённых народов. В подобном процессе нет ничего страшного, страшнее германский (англо-саксонский) экспансионизм, который сопровождался тотальным уничтожением покоренных народов. В данном случае культурный элемент доминирования отходил на последний уровень, на первый же уровень выходила экспансия исключительно военно-политическая. Германский (англо-саксонский) путь экспансии мутирует и приобретает отчётливо экономические формы и методы. Этот опыт также необходимо изучать и использовать себе на благо.

Возникает в связи с этим вопрос. А может ли вообще нынешняя Армения приступить к экспансии, а значит к строительству республиканской империи нового типа? Не мала ли для этих целей Армения? Исторический опыт показывает, что все империи создавались с малого. Ведь именно из малых этносов или на их основе армяне, став господствующим политическим классом, строили империи, начиная практически с нуля. Так построили на основе македонско-греческого этноса империю Александра Македонского, на основе греческого и элинизированного армянства Малой Евразии (Анатолии) построили Византию, на основе армяно-парфянского и персидского этносов построили Ахеменидскую, Парфянскую и Сасанидскую империи, а на основе тюркизированного и исламизированного этноса Малой Евразии (Анатолии) построили Османскую Империю (а всё начиналось с малого — ничем не примечательного бейлика). Любопытно, что ни в одном случае армяне (а точнее будет сказать наиболее пассионарная и страстная до власти над другими часть армянства) не делали ставку на свой этнос. Почему? Может причиной тому высокая концентрация страстности и энергичности в армянском этносе? Или может быть высокая степень харизматичности армянского характера, неспособного ужиться с себе подобными? Думаю, присутствует и то и другое. Собственно данный факт предопределяет экспансионистский характер армянина, формирует сущностную сторону его натуры. Весь вопрос в том на кого он направлен — на «себя» или на «других», как раньше.

Важно обратить этот страстный характер армянина на свою государственность, то есть приступить к экспансии и созданию империи. Как это можно сделать? Активно проводить политику культурной доминации, подкреплённой экономически и окончательно утверждённой военно-политически. Необходимо создавать гуманистические условия жизнедеятельности для покорённых народов, тем самым пополняя население империи народами, готовыми служить армянской государственности. В рамках подобной политики армянская пассионарность будет работать на «себя», ибо наиболее пассионарная часть армянства будет управлять покорёнными народами в рамках своей уже государственности. Таким образом, Армения будет пополняться населением не пассионарным и не способным к активной и страстной борьбе за власть. Следовательно, армяне будут господствующим классом в своём собственном многонациональном государстве, разумно и гуманно управляя покорёнными народами и вызывая в них чувство уважения и признания за армянами господствующего положения.

Необходимо не забывать, что мощь экспансионизма в западном обществе начинает иссякать, уступая место всё большему паразитированию на достижениях активной части общества. Можем сказать, что «западный плод переспел», армянский же только начинает созревать. Говоря иными словами, армяне и Армения только набирают Силу. Сила – это энергия, воплощённая в действии. Если в политической сфере действия Силы будут успешными, то создастся мощная держава, с передовой экономикой и наукой. Правда есть альтернатива – оставить всё как есть, и присосаться к центрам притяжения, но тогда, как показывает исторический опыт, Армения просто исчезнет со временем, и армянская нация вновь будет обречена на несчастья: скитания и страдания, геноцид и ассимиляцию, исчезнет окончательно самоидентификация, а Армения превратится в очередной раз в полигон противоборства двух геополитических центров – Христианского Запада и Исламского Востока. У армян, правда, есть ещё ряд качеств национального характера – самолюбие, гордость и чувство собственного достоинства. Эти качества не позволяют армянам смириться с положением отстающего или находящегося на вторых или даже третьих ролях. Эти качества положительные для строительства империи на основе идеологии экспансии, то есть отсутствия немощи. Отсюда можно сделать вывод – армяне презирают немощь и слабость, и стараются стать сильным игроком.

Сильный игрок способен эффективно наращивать свою мощь и бороться за доминирование в выбранной сфере. Последний момент крайне важен для того, чтобы не были распылены силы. Самые сильные и успешные становятся лидерами, на которых равняются другие. Армянин же по своей натуре – харизматический лидер, лидер от природы. Конечно, есть ряд психологических проблем (например, армянская беспечность), но их армянин способен преодолеть благодаря развитию информационных и транспортных коммуникаций, благодаря глобализации и уплотнению пространства, развитию науки (и особенно социально-политической), благодаря социализации морали и нравственности, как важнейшего элемента общественных связей и т.д. Таким образом, остаётся только зажечь или разогреть национальную энергичность в созидательно-поступательном русле. Другими словами нужна мобилизация усилий для выживания и дальнейшего развития, ибо сверхзадачей социально-экономических преобразований является повышение энергетики нации, то есть способность производить общественно значимую работу в значительных масштабах. Без усилий и дисциплины этого не сделать. Необходимо помнить, что за благополучием ведущих стран мира скрывается напряжённый труд (а экспансия это тоже труд) нескольких поколений её граждан, помноженный на раскрученную умной правящей элитой этноэнергетику. При этом главное, как говорится, не «загнать лошадь».

История не развивается по принципу «от плохого к хорошему». Исторический процесс складывается как следствие столкновения разнородных сил. Какая сила победит, по той дороге пойдёт История. Экспансия при этом – это та форма деятельности, что отличает успешные и активные народы от пассивных. Экспансия – это стремление к доминированию, что предполагает мобилизацию имеющихся в нации интеллектуальных и материальных возможностей. Именно экспансия – один из древнейших и вернейших способов разогрева этноэнергетики. Как уже было сказано Сила экспансии – это энергия, воплощённая в действии. Если действия успешны, то создаются мощные державы, экономика, наука, культура и, в конечном итоге, сама цивилизация. Успешная экспансия в нынешних условиях может быть только позитивной (гуманистической).

Итак, экспансия нужна для того, чтобы ответить на фундаментальный вопрос для нового государства. А что собственно делать дальше с обретённой независимостью? Можно ли оставаться в том же тупиковом геополитическом положении? Конечно же — нет. Как говорится «хочешь жить — умей вертеться». Только разумная и продуманная активность приводит к успеху, подчиняя наименее активных и пассивных. В армянской истории не раз бывало так, что народ активно боролся с чужаками за свою самобытность, а победив, не знал, что делать дальше, — и «засыпал». Умение по достижении одних целей ставить новые, столь же мобилизующие, — задача действительно правящего интеллектуального класса. А достижение их относится уже к искусству управления имеющимся этнопотенциалом (по принципу «кадры решают всё», а профессиональные тем более).

Конечно, любая система имеет пределы своих возможностей, и выход за эти рамки ведёт к её разрушению. Поэтому важно определить эти рамки границами активной созидательной деятельности армянства (как правило, регион Малой Евразии-Анатолии, Кавказа и Ближнего Востока – регион обозначенный городами-форпостами армянской цивилизации Бюзандакан-Багаван-Тавриз-Ерусахем), вплоть до индо-европейской Евразии. В этом уникальный потенциал и границы армянской этноэнергетики – восстановление арийской расы. С чего же начать, дабы дойти до этих пределов? Конечно с обдуманных и профессиональных заимствований извне, что способно резко увеличить энергопотенциал. В этом суть любой модернизации и развития. Главное предотвратить перерасход энергии и активно развивать научно-культурное творчество в союзе с капиталом, что является фундаментом современных успешных цивилизаций – германской (англо-саксонской) и китайской. Напомним, что таким динамичным этносам, как германские варварские племена, завоевавшие Римскую империю, пришлось осваивать опыт прежних греко-латинской и греко-армяно-сирийской (византийской) цивилизаций на протяжении многих веков. Сейчас подобный процесс усвоения протекать будет намного быстрее (связано с научно-техническим прогрессом) в среднем в районе 20-30 лет. Как же при этом прервать порочный круг циклического развития (подъём-расцвет-упадок-крушение)? Только одним способом – беречь, сохранять этноэнергетику государствообразующей нации.

Армянская нация именно в рамках своего государства только и может выполнять подобную функцию. Для этого в современных условиях необходим ещё социальный динамизм, то есть способность быстро перестраиваться, приспосабливаясь к меняющейся обстановке, и главное – менять внешние условия под себя, что и является главной типологической чертой экспансионистской системы. Более того экспансия – это ещё ускоритель исторического времени (ускоритель прогресса). Можно, конечно, подобно древнему Египту или современной Исландии, или Австралии веками накапливать  национальное богатство, но если государство захочет (а Армения должна захотеть, ибо геополитическое положение не оставляет выбора) достигнуть того же, на что у других уходит 100-200 лет за 20-30 лет, то без экспансии не обойтись. Очевидно, что в мировой и региональной гонке за первенство и доминирование (а значит и за достойную жизнь) побеждают сильнейшие. И ещё труднее научиться создавать такие механизмы у себя в государстве.

Экспансия – явление многофакторное. Она направлена на захват чего-либо или на расширение влияния экспансиониста в выбранной им сфере. Экспансия объективно призвана создавать новую реальность, менять устоявшееся течение исторической жизни народов. Экспансия европейцев в Америке, Австралии, Африке, Океании коренным образом изменила жизнь коренных этносов, а часть племён просто была уничтожена, их место заняли новые нации и культуры – плоды экспансионизма. Именно экспансионизм порождает лидеров, за которыми тянутся остальные народы. Лидеры создают новое качество и остальные вынуждены перенимать его. Важно чтобы экспансионизм не стал паразитарным в плане существования правящего класса и общества. Для этого необходимо, чтобы подключение к чужим ресурсам являлись условием создания новых производительных сил. При этом исторический опыт развития показывает, что жаловаться на экспансию бесполезно.

Надо уметь бороться с экспансией, а ещё лучше быть самим экспансионистом. Поэтому столь важно не только понимать значение экспансионизма в жизни человечества, но и знать закономерности его проявления и характерные особенности. Чтобы экспансионизм стал доминирующей силой нужна революция, но не в смысле захвата власти, а в смысле утверждения новой социальной матрицы. Её формирование во многом предопределило успех европейской цивилизации, которая сумела использовать спрос на производительные силы в сочетании с экономической и научно-технической экспансией. Какова же цель армянской экспансии? Ведь об этом должны знать все народы, готовые принять новые правила игры для всех, устанавливаемые армянской стороной. Итак, Цель – построение общества «разумного потребления» (в меру надобности), но в большей мере построение общества направленного на развитие личности человека, исходя из постулата, что всесторонне развитый, ориентированный на творчество и культуру индивид, не будет гнаться за максимальным потреблением материальных благ, предпочитая духовные. Концепция добровольного ограничения потребления заложена в раннем христианстве, единственным наследником которого осталась Армянская Апостольская Церковь.

ААЦ – это код армянской цивилизации, которая в свою очередь является центром упорядочения и самоорганизации экспансионизма (так называемая идея миссии и миссионерства, переходящая в наше время в идею культурной экспансии). К сожалению, переход к экспансии для Армении тормозится традиционализмом социума, элита которой организована по клановому принципу. Подобный принцип уничтожает любую возможность геополитического роста Армении в XXI веке. Конечно традиционный социум, оказываясь заложником интересов клановой элиты, поддаваясь «азиатской лени и беспечности» способно обойтись без экспансии, но тогда на повестке дня станет вопрос существования Армении как государства.

Следовательно, геополитическое развитие Армении требует усилий, отсутствия лени и социального динамизма. В ином случае – «покой», ведущий прямиком в «могилу». Если политическая элита Армении не осознает, что «республика» — это идея «общего дела» с народом, то Армении не только экспансия не поможет, но и существовать будет незачем. Поэтому важно в кратчайшие сроки решить вопрос создания новой социальной матрицы, через создание режима «авторитарной демократии», иными словами «демократической диктатуры». Пример – Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Чили при Пиночете, КНР. Рыночная экономика успешно развивается именно в условиях жёсткой диктатуры, направленной на создание в первую очередь экспортоориентированной экспансионистской экономики. В результате – создание мощного среднего класса оплота государственности, но впоследствии нуждающегося в демократизации и либерализации правил социальной игры. При этом главное – определить границы этой либерализации.

Либеральные преобразования в традиционном социуме терпели неудачу по одной главной причине: они не преследовали цель создания экономического экспансионистского механизма или, по крайней мере, встраивания страны в экспортно-торговые технологические цепочки, как это удалось Сингапуру, Малайзии и Гонконгу, а теперь успешно осуществляет Китай. Эти страны выдвинулись за счёт того, что им удалось создать механизм активного созидания. Надо понять, что все эти страны начинали с нуля. Все они имели «непреодолимые» препятствия. Все они сталкивались с огромными трудностями. Но они сумели обрести силы для восхождения, продемонстрировав позитивную экспансионистскую этноэнергетику.

Главное – обладание энергией наступления. Без неё нет благотворной экспансии, которая в свою очередь должна усиливать не только потенциал государства, но и общества в целом.  Если же экспансия ведёт к растрате сил общества – она преступна. В то же время если традиционный социум стремится избежать экспансии, то строительство активного гражданского общества с рыночной экономикой и демократией будет усиленно синтезировать экспансию, что позволит решить важнейшие геополитические цели и задачи, которые стоят перед Арменией в XXI веке. Почему же гражданское общество нацелено на экспансию? Потому что без экспансии это общество неспособно будет постоянно повышать жизненный уровень граждан, поэтому оно объективно заинтересовано в динамической демократической системе с постоянной ротацией «уставших и отработанных кадров» и заменой их свежими силами, способными толкать государство вперёд.

Экспансионизм присущ сравнительно небольшому числу наций, которые сумели свою страсть к наживе преобразовать в позитивно-поступательное развитие с гуманистическим кодом для себя (например, голландцы, англичане, венецианцы и генуэзцы). Но разве армяне не имели свой капитал и купцов, разве армяне не имели страсть к наживе? Имели. Так почему же тогда Армения не стала Голландией или Британской империей? А потому, что в отличие от Армении, Нидерланды и Британия, занимались откровенной экономической экспансией, но вот доходы от неё направляли на развитие свободы, науки и культуры. Более того в отличие от Армении, у Голландии, как и у Венеции с Генуей главенствовали во внешней политике экономические интересы органически сопряжённые с военной экспансией. Голландцы, венецианцы и генуэзцы в отличие от армян были не только хорошими купцами, но и хорошими воинами, имевшими «спину» в лице экспансионистских государств. Они сумели в отличие от армян успешно соединить «Слово» и «Меч», аккумулированные «Капиталом».

К сожалению, традиционный социум более «миролюбив», а, следовательно, пассивен, инертен и беспечен во всём, в том числе в развитии наук. Что и делает их не конкурентоспособными по сравнению с экспансионистскими динамичными странами и цивилизациями. Увы, традиционный социум знает мало разновидностей экспансии, да и те оказывались не способными к качественному развитию. Примером может служить империя Тиграна Великого. Почему? Потому что, несмотря на нововведения, социум империи Тиграна (за исключением узкой высшей прослойки) оставался глубоко традиционным в условиях той эпохи. Следовательно, даже успешные территориальные приобретения, приведшие к образованию империи, закончились на стадии военно-политического объединения подвластных народов одному политическому центру. Этническая экспансия – ради захвата и освоения новых земель – носила эпизодический характер и быстро иссякла. Но традиционный социум обладает удивительной живучестью, способной в свою очередь при соответствующем подходе (в армянском случае) стать оплотом динамизма и экспансионизма. Каким образом? Через вкладывание денег в экономику ради экспансии, которая в итоге даёт и прибыль, и высокий уровень потребления. При этом традиционный социум всегда демонстрирует навыки дисциплинированности и послушания, что при грамотном управлении стимулирует привлечение зарубежного капитала и экспансию. Главное – это постановка «недостижимых» задач, как один из способов разогрева энергетики нации и мобилизации правящего класса. При их достижении уровень сплочённости общества делает его непобедимым.

История учит, что мало захватить огромные территории и подчинить много народов, надо найти смысл существования имперскому государству. Он должен включать сверхзадачу для правящего класса и учитывать интересы входящих в политический конгломерат народов. При этом надо помнить, что главная угроза любой империи – не внешние враги, а переход к паразитарному существованию. В распоряжении правящего класса оказываются огромные богатства, их потребление и распределение между кланами порой становится занятием более важным, чем поиск дальнейших путей плодотворной экспансии. Тому служит пример армянского господствующего класса Византии, Османии, да и самой Армении. Исправить подобное положение и даже его не допустить позволяет самокритика, главное чтобы она не перерастала в идеологический мазохизм, в самобичевание или в пестование комплекса национальной неполноценности. К сожалению, традиционный социум почти не знает такого феномена культуры как самоирония и самокритика. В гражданском обществе они признаки морального и ментального здоровья нации. Но любая крайность вредна. Если самокритика перерастёт в самодискредитацию, то такой процесс «правдолюбства» переходит в процесс деморализации нации. Что и произошло с Арменией и армянской нацией при христианизации. Отсюда и социально-политическая и государственническая пассивность, отсутствие духа экспансионизма. Следовательно, не христианизация Армении тому виной, а крайнее желание ААЦ абсолютизировать христианство и превратить в средство бесконечного «правдолюбства» или «правдоискательства» что и привело в конечном итоге к самобичеванию из-за собственных грехов. А у кого их не было? Но только армяне через ААЦ и ввиду отсутствия государственности столь категорично пацифистски восприняли христианство, приняв его в виде однобокой и однозначной трактовки пацифизма, что вселило в армян дух немощи и социальной пассивности.

Итак, в заключение необходимо определить, какими же основными характеристиками должна обладать Армения как государство, для того, чтобы претендовать на роль создателя регионального Центра притяжения или геополитического полюса регионального уровня. Необходимо построить мощную экспортоориентированную культуру и промышленность (разумеется, не сырьевого характера), необходимо быть способными инициировать создание новых технологий и новых технологических циклов, иметь под своим контролем финансовую систему региона с отлаженным механизмом воспроизводства и распределения капиталов в регионе жизненных интересов (Кавказо-Ближневосточный регион, регион Малой Евразии и Россия), обладать этноэнергетикой, достаточной для долгой целеустремлённой экспансии в регион, а также осуществлять контроль над знаниями, накапливать производительный капитал и перераспределять его по своим правилам, формировать производственную структуру региона, доминировать в сфере финансов, научно-технических разработок, модернизации производственного аппарата на территории своих «жизненных интересов», иметь мощную экспансионистскую армию и союзников.


[1] Нартов Н.А. Геополитика. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 10.

[2] Устян А.Р. Неовизантизм как евразийская геополитическая стратегия развития России в XXIвеке. М.: Институт социальных наук, 2002. С. 7; Устян А.Р. Византийская политология: теория и практика. М., 2009. С. 139.

[3] Сирота Н.М. Основы геополитики. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2001. С. 36.

Устян А.Р., кандидат политических наук
Из сборника статей “Армения и мiр”, выпущенного Институтом социальных наук (Москва) в 2012 году.

комментария 2

  1. Очередной наукообразный бред.

  2. Очень хороший научный труд который надо облечь в виде настольной книги для Армянских депутатов и политиков что бы думали не только о наживе а думали в первую очередь о будущем государства не будет государства канут в не бытие и они

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: