Проблемы истории армян-халкедонитов на страницах грузинской печати

Проблемы истории армян-халкедонитов находятся в центре внимания грузинской политической и духовной элиты. При этом особенность этого явления еще и в том, что эта тема со значительной продуктивностью циркулирует в грузинских (и не только) политических и геополитических программах.

В основе подобной деятельности – задача проведения действенной пропаганды и четкое положение, предполагающее «промывание» мозгов общественности. Для обычного грузина Тайк и Кхарджк (по грузински – Тао и Кларджети или Кларджиа) стали уже заветными и святыми понятиями. Кстати, подобный подход является не только антинаучным, но и довольно примитивным и провинциальным. Проблема заключается в том, что Тайк – одна из областей, а Кхарджк-Кларджети – один из уездов Гугаркской провинции Великой Армении. Еще одно важное обстоятельство – подобная политическая концепция пунктуальным образом гармонизируется с международными политическими программами. Речь идет о стратегических связях с глобализационным центром. Не будем забывать однако, что глобалисты имеют определенные темные целевые сценарии, которые при удобном случае должны быть применены в нашем регионе.

Итак, обратимся к ряду публикаций в периодической печати. Министерство культуры, охраны памятников и спорта Грузии серьезнейшим образом занимается работами по реконструкции «грузинских» памятников этого района. Уже разработан, составлен проект восстановления одного из расположенных в Тао-Кларджети уникальных памятников – монастыря Ошк. Эти работы начаты летом. Ошк является монастырским комплексом и включает церковь (50-60 гг. X века), трапезную, часовню и семинарии. Главная церковь сооружена из желто-красного тесаного камня. Несмотря на значительные повреждения, памятник, тем не менее, и сегодня вызывает удивление своей величественностью и архитектурной неповторимостью. На стенах церкви сохранились надписи на грузинском. Из выбитых на южной стене надписей узнаем, что сооружение возведено владетелями Тао – владетельными князьями Багратом и Давидом Великими Курапалатами Багратиони (читай: Багратуни, – Р.Н.). Строительство возглавлял Григол Ошкели (читай: Григор Ошкеци, – Р.Н.). Горельеф последнего изображен на одной из колонн южной террасы сооружения. Сооружение завершено в 95 8-961 гг. Церковь возведена в стиле, присущем крестово-купольным и трехнефным базиликам.

Во внутренней части церкви в некоторой мере сохранились фрески, датированные 1036 г. На внешних стенах высечены многочисленные надписи на старогрузинском языке, значительная часть которых повреждена, прочитываются только 15 надписей. Ошк являлся древнегрузинским культурно-просветительским центром в Тао. Здесь были созданы многочисленные рукописи, например, Ошкское Евангелие (978 г.).

Наиболее характерным мотивом внешнего вида Ошка является повторяющаяся композиция из 5 украшенных узорами арок на восточном, южном и северном фасадах, а в арки вписаны по два треугольных алтаря. Подобный архитектурный стиль применялся как типичная композиция в восточных фасадах многочисленных купольных церквей, построенных в XI-XII веках. В целом, церковь очень богата разнообразными барельефами и орнаментом. Впечатляющую гармонию создает также внутренний интерьер церкви. Этот ценный памятник следует сохранить любой ценой. Отметим, что в 2006 г. исчез горельеф на юго-восточном фасаде. Церковь зарегистрирована в реестре памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО (конечно же, как грузинская).

Вызывает сомнение тот нелепый факт, что исторический плагиат и создание истории представляются как нечто обычное и будничное. Самый весомый аргумент относительно того, что церковь является грузинской, заключается в том, что надписи высечены на грузинском, – это и является «бесспорным» доказательством грузинской принадлежности памятника. Это, однако, еще ничего не означает: ее строители по своему генотипу и духу были армянами – ну и что, что они говорили на грузинском и были православными? Следует четко осознавать общеизвестную истину: в Армянских халкедонских церквях принято было делать надписи на греческом, ассирийском или грузинском языках. Армяне-халкедониты очень часто подчеркивали, что они являются армянами, а иногда и подписывались по-армянски. Тем более, что самостоятельной грузинской архитектуры, фрески и искусства письма не существует: все это просто подражание армянскому или византийскому искусству. Такова единственная и неопровержимая историческая реальность. Проблема, однако, в том, что эти церкви официально зарегистрированы в качестве грузинских. И об этом следует серьезно подумать. Это существенная стратегическая ошибка, которая может привести к весьма печальным последствиям.

Естественно, соображения грузинских ученых относительно культурного наследия Тайка неоднозначно воспринимаются и опровергаются армянскими специалистами. Общеизвестной истиной является то, что Тайк или Внутренняя Армения – одна из провинций Великой Армении. Однако грузины проявляют непреклонность и даже агрессивность, так как не получают отпора.

В связи с этим свою точку зрения выразил профессор Тбилисского государственного университета, доктор исторических наук Валерий Силогава. По его мнению, верно, что в период раннего христианства в Тао-Кларджети проживали армяне, однако это еще не означает, что церковь Ошка построили армяне, существуют якобы многочисленные документы о ее грузинском происхождении. Кроме периода правления Тиграна, эта область составляла часть Грузинского царства. К тому же, на этой территории в древние времена жили грузинские племена, указанная территория полна грузинскими памятниками, и там нет никаких армянских следов. Силогава считает, что возникновение топонимов также доказывает, что это грузинская территория. Тао само по себе грузинское название, а Ошкским монастырь по-армянски стали называть с XVIII века (Ошкаванк). В Ошке было написано древнее грузинское Евангелие. Его принес в дар Торнике Эристави, который в своем завещании указал Ошкскую церковь, а не Ошкский монастырь (Ошкаванк). На этой территории армяне проживали с XIV века. Следовательно, этот памятник является грузинским.

Вот такие вот «глубокомысленные» и «логические» рассуждения. Что же касается вопроса Грузинского царства, то отметим, что это государство было основано армянами. Не вызывает сомнения тот факт, что Багратиды являются чистокровными армянами, и французская форма «Багратуан», которая превратилась в грузинскую «Багратион», еще не является доказательством их грузинском происхождении. В лучшем случае, мы можем говорить о союзническом государстве (созданном армянскими Багратидами и родственными им Захарянами). А данное Захарянам грузинское наименование Мхаргрдзели также не означает грузинскую идентичность, а это всего лишь перевод названия рода Всемогущих (Долгоруких).

В начале XX века Эквтимия Такаишвили провела исследование памятников Тайка как образцов грузинского культурного наследия. Однако это явилось проявлением предвзятой и прогрузинской точки зрения, лишенной научного основания. То есть, мы имеем дело чисто с исследованием, а не с первоисточником. Отметим также, что все первоисточники свидетельствуют о населении всего Армянского нагорья именно армянскими племенами. Жители Тайка также были армянами. На этих территориях мы проживали тысячелетиями, а не с XIV века. Более того, Армянское нагорье, согласно последним научным исследованиям, рассматривается как колыбель сотворения человечества и цивилизации.

Г. Казбеги считает, что Шавшети было населено грузинами и армянами. Последние, по свидетельству местных жителей, пришли из Армении (из Аниси, читай: Ани, – Р.Н.) 600 лет назад. Одной из знаменитых в Шавшети является церковь Тбети, более величественная, чем Кафедральный собор Светицховели в Мцхете. Церковь сооружена из красноватого камня, привезенного довольно издалека. Примечателен тот факт, что грузинские специалисты постоянно настаивают, что армяне являются пришлым народом. Это делается для того, чтобы скрыть свою собственную пришлость и оправдать искажения истории. Важным является постулат о том, что армяне в Грузии являются автохтонным и государствообразующим народом. Бросаются в глаза также топологические искажения. Ани никогда не был Аниси, а это является плодом безудержного грузинского воображения. Все это не имеет абсолютно никакой связи с правдивой наукой.

Существует определенное турецко-грузинское соглашение относительно проблемы «грузинских» памятников Тайка (и не только Тайка). Так, когда в начале декабря 2007 г. обрушилась внутренняя часть купола церкви Хандзта, этот факт вызвал большое волнение среди грузинских и турецких специалистов. Ведь этот памятник очень дорог им. Последний является архитектурным шедевром, и его следует восстановить и представить общественности. Для ее восстановления необходимы воля и серьезные усилия Турции и Грузии. Отметим также, что в мае 2010 г. здесь размещены новые вывески с картами и надписями с одним общим заглавием для всего региона: «Грузинские церкви и крепости». Добавим также, что в международных туристических проспектах вся горная страна на север от Эрзрума (исторический Карин) до Артвина именуется «Грузинские долины», которые составляли часть грузинского государства.

В настоящее время проходят активные переговоры относительно спасения и восстановления этого памятника. Турецкая сторона проявляет в этом вопросе особую заинтересованность и разумность, что является наилучшим доказательством добрососедских отношений. В связи с этим редакция журнала обратилась к проживающему в Анкаре доктору искусствоведения, члену Британского института археологии Анкары и Американского исследовательского института Турции, наилучшему эксперту архитектуры Тао-Кларджети Ирине Гивишвили.

Последняя представила исторические данные о церкви. Она находится в Кларджети, в высокогорном селении, которое сегодня называется Фирнал. Комплекс впервые исследовал Нико Чубинишвили в 1845 г., а в 1902 г. Н. Марр организовал научную экспедицию в Хандзта, изучал документы в Иерусалиме и опубликовал свою работу в 1911 г. Затем Гивишвили рассказывает, что церковь построил Григол Хандзтели (читай: Григор Хандзтеци, – Р.Н.) приблизительно в 782 г. Церковь не сохранилась, вместо нее было возведено главное сооружение комплекса – купольная церковь Св. Георгия. Из ранних сооружений сохранились возведенные во времена Григора большая трапезная из камня (на месте прежнего деревянного строения), часть крепостной стены, следы комнат при трапезной, а также небольшая однонефная церковь, отличающаяся старинными формами и сооруженная из крупных каменных блоков. Здесь также проводились археологические раскопки.

В Грузии сооружение колоколен началось с XIII века. Колокольня церкви Хандзта – одна из первых. Главная церковь возведена в первой половине X века – в 910-920 гг. Она возвышается над своим окружением, является высоким сооружением значительного размера. Сооружение отличается хорошо обработанной облицовкой и красивым куполом. Архитектура Кларджети вообще отличается от архитектуры Тао: если памятники Кларджети не покрыты узорами и отличаются сдержанным стилем, то памятники Тао богаты орнаментом и горельефами. В стиле Хандзта была заложена основа элемента открытого конуса, их которого создается зигзагообразное изображение. Таким же образом построена и церковь Опизы (945-954 гг.). Зигзагообразный покров имеет также южный притвор церкви.

Согласованными действиями министерств культуры Турции и Грузии решено восстановить монастырские комплексы Хандзта, Ошка, Ишхана, Отхта (читай: Чордванк – Р.Н.). Организованы совместные научные экспедиции, произведены обмеры памятников комплекса Хандзта. На наших глазах уничтожаются фрески церкви Мамацминда, которые являются ценнейшими произведениями искусства. Добавим также, что в ноябре 2009 г. произведены дополнительные обмеры с использованием современных технических средств (с применением лазерной технологии).

В марте 2008 г. одна из экспедиций грузинских ученых провела исследования в Тао-Кларджети. Результаты проведенных работ приводит доктор филологических наук Дареджан Менабде. Согласно наблюдениям последнего город, Ардвин возведен на скалах, 1/3 его населения – грузины. Они владеют грузинским языком, осведомлены о своем происхождении и корнях. В Ардвинском вилайете в селении Амамло находится церковь Долишхане. Как в свое время указывал Н. Марр, эта церковь была превращена в мечеть, однако внешне не была изменена. В настоящее время она нуждается в уходе. Вблизи действует вновь возведенная мечеть.

Впоследствии они побывали в церкви Тбети того же вилайета, в исторической Шавшети. Она находится в селении Джевизли. Тбети была центром епископства. В 960-970 гг. здесь возведена восьмикрыльная церковь, которая в X веке была превращена в крестово-купольное строение. В этом месте развернули свою деятельность Давид и Абусеридзе Тбели (читай: Тбетци, – Р.Н.). В одно время церковь Тбети действовала в качестве мечети. Она наполовину разрушена, особенно ее восточный фасад, стерлись фрески, орнамент, сравнительно хорошо сохранился южный фасад. Вокруг церкви разбросаны камни кладки, окрестные жители используют их в качестве строительного материала. Когда же вследствие этого люди начали умирать, хищение камней прекратилось.

Следующим пунктом путешествия стала церковь Опизы в Кларджети, которая была расположена в долине реки Шавшети Цхали (читай: река Шавшети, – Р.Н.). Церковь Ованнеса Мкртича (Цминда Иоанне Натлисмцемели), по всей видимости, возведена в V веке. Восстановлена в VIII веке. Сегодня церковь наполовину разрушена, остались ее южная и северная стены. Между ними проходит дорога в селение. Селение называется Багджилар. В 60-е годы XX века церковь была взорвана.

Следующее сооружение – церковь в Пархали, которая находится в Тао. Ее построил Давид Курапалат в 937 г. Здесь проходит дорога, ведущая к трем грузинским селениям (Балхи, Большой и Малый Евек), которые используются как дачные. Церковь находится в центре населенного пункта. В окрестностях бьют холодные и целебные источники. В трехнефной базилике ныне действует мечеть. Сохранились старые грузинские надписи, литографии на северном фасаде относятся к XV-XVI векам. Согласно традиции, церковь в Пархали (читай: Пархар – Р.Н.) являлась собственностью Католикоса Грузии.

Следующее сооружение – церковь Отхта (читай: Чордванк – Р.Н.), возведенная в честь четырех евангелистов. Она построена в 961-965 гг. К настоящему времени сохранилась и малая церковь. Сохранились здание трапезной и развалины семинарии. В молельне церкви сохранились фрески X века. Крыша церкви повреждена.

Ученые побывали также в церкви Ишхана, которая находится в селении Дагиолу. Церковь расположена в центре селения. Согласно историческим документам, это строение возведено армянским епископом Нерсесом в 30-е годы VII века. Церковь и селение разорили арабы. В начале IX века селение было безлюдным. С этого периода свою деятельность вел Саба Ишхнели (читай: Ишханци – Р.Н.). До конца XVIII века здесь действовало епископство. План церкви Ишхан – крестообразный. Крыша обвалилась, однако внутри сохранился полукруглый абсид, купол церкви опирается на 4 колонны. Фасад церкви растрескался. В западной части церкви в одно время была мечеть, которая сегодня повреждена. Примечательно также, что неожиданным образом церковь Ишхан посетил Верховный патриарх Грузии Илиа Второй и отслужил литургию. Таким образом, на этой святой земле вновь прозвучали грузинская речь и молитва на грузинском.

Хахули (читай: монастырь Хаху, – Р.Н.) в настоящее время полностью превращен в мечеть, хотя и внутри остались христианские фрески. Церковь построил царь Давид Второй Курапалат во второй половине X века.

На левом берегу реки Тортумис Цхали (читай: река Тортум – Р.Н.) на высокой горе расположена церковь Ошкё (читай: Ошкский монастырь, – Р.Н.), которая является самым большим сооружением Тао-Кларджети. Селение называется Джамли Ямач Кои. Недалеко от церкви действует мечеть. Архитектором церкви являлся Григол Ошкели (читай: Григор Ошкеци, – Р.Н.), горельеф которого сохранился на одной из колонн южной террасы. До нас дошли трапезная, две базиликовидные церкви. Отметим, что Ошк являлся известным очагом просветительства и письменности своего времени. Фрески относятся к 30-м годам XI века.

По мнению Менабде, местные жители были весьма обрадованы приездом грузинских специалистов. Они не владели грузинским языком, однако в них «сохранилось что-то грузинское». Один из сельчан даже упрекнул ученых – почему не следят за памятниками и не предотвращают их разрушение?

Последним пунктом маршрута стал Банайс-кий храм (читай: Банакский, – Р.Н.), который находится на дороге в Ардаган, в селении Пенек (читай: Банак, – Р.Н.) провинции Ардвин. Из исследователей это место в 1843 г. посетил немецкий ботаник Карл Кох. В 1902 – 1907 годах Банак посетил Такаишвили, в это время памятник был уже разорен. Храм возведен в середине VII века. Банак являлся известным центром княжества.

Со второй половины XII века Банак переходит в руки врагов, а в XVI-XVII веках утратил свое значение. Позднее, в 1853-1856 гг. и в 1877-1878 гг. превратили его в крепость, вследствие чего памятнику причинен значительный ущерб. Пософ (читай: Поцхов, – Р.Н.) находился в пределах пограничных исторических владений князей Самцхе Джагели (читай: Джагеци, – Р.Н.), в XVI веке эти земли также были захвачены Турцией.

Грузинские специалисты раздумывают о том, чтобы создать всеобъемлющий труд об истории Тао-Кларджети. Они убеждены в том, что Чорохское ущелье в глубокой древности являлось исторической грузинской территорией, которая была населена грузинскими племенами. В Южную Грузию входили Тао-Кларджети и Шавшети.

Кларждети (читай: уезд Кгарчк Гугаркской провинции, – Р.Н.) берет начало вверх от Ардвина, от истока реки Чорох. Значительная часть региона была включена в состав княжества Кларджети. Вначале его центром был Хертвис, а затем, во время царствования Вахтанга Горгасала (читай: Хосровян, – Р.Н.) он был переведен в Артануджи (читай: Артанудж – Р.Н.). Эта область несколько раз входила в состав Армянского государства. Грузинам удалось освободить ее и присоединить к Грузии. В Артануджском районе сегодня почти полностью забыт грузинский язык, в настоящее время здесь проживают в основном армяне. В IX-XI веках Кларджети являлась мощным очагом грузинской культуры и просвещения. На всей территории Чороха в верхнем течении Куры и Евфрата были сооружены великолепные грузинские архитектурные памятники (Бана, Хахули, Ошки, Ишхани, Тбети, Хандзта, Анчи и другие).

Область Кларджети в древних грузинских источниках упоминается под названием «Сина Грузии». В XI-XIII веках политический и культурный центр Грузии переместился в долину Куры – Месхет-Джавахетию (читай: Джавахк – Р.Н.). С XII века регион управлялся атабеками Самцхе-Саатабаго (читай: армянскими айришханами – Р.Н.). В начале XV века Грузия оказалась под турецким игом, во 2-й половине XV века турки захватили Самцхе-Джавахетию. Уже в XVI веке Тао-Кларджети также утратила независимость. Начался процесс массовой исламизации. В настоящее время в Тао и Шавшети проживает мало грузин и турок, вместо этого там проживают многочисленные курды.

В местных населенных пунктах проживают, в основном, амшенские армяне-магометане, которые в большинстве говорят на турецком языке, иногда примешивая к речи грузинские слова. Среди них есть и армяноязычные, которые говорят на диалекте Амшена. Их значительная часть осведомлена, что имеет армянское происхождение. Даже среди молодежи замечается бурный интерес к своим корням, идентичности и истории.

В настоящее время на этих территориях действует Черноморская и Тао-Кларджетская грузинская епархия, в состав которой входят церкви Аджарии и Тао-Кларджети. Глава епархии не имеет специальной резиденции и осуществляет свое духовное служение посредством разъездов. Думаю, что это также продумано – такой образ действий более гибок и динамичен.

Примечательный дипломатический скандал произошел между Грузией и Турцией в июне 2008 г. Дело в том, что Генеральный консул Турции в Грузии Казим Чавушоглу в своем интервью выразил определенное недовольство грузинской стороне по вопросу грузинских магометан, проживающих в Тао-Кларджети и Аджарии. Он, в частности, отмечает, что грузины неверно озвучивают название области. Далее турецкое должностное лицо выражает свое неудовлетворение в связи с тем, что попираются права его местных единоверцев. Так, их вводят в заблуждение, говоря, что их предки были грузинами и теперь они должны вернуться к своим корням. Нарушаются также принципы религиозных обрядов: до начала молитвы не читают Арзан (призыв моллы к молитве). Ставится вопрос о восстановлении имеющихся мечетей и медресе, строительстве новых. В частности, ставится задача относительно ремонта мечети Отхта, построенной в Батуми в 1866 г., и четырехэтажной мечети Джума в Тбилиси. Средства для этого предоставляют Саудовская Аравия, Управление по делам религии Турции и исламские фонды.

Картина слишком тревожна и вызывает озабоченность. Необходим адекватный и систематизированный ответ. Представляя проблему, мы должны одновременно решать сложные психологические и дипломатические вопросы. Необходимо создать универсальную концепцию относительно этой сложной проблемы армян-халкедонитов. Следует основать департамент по исследованию проблем истории грузинских армян, который сможет рассматривать проблемы с точки зрения Армянской цивилизации и всесторонне.
Рубен НААТАКЯН, bs-kavkaz.org

Реклама

Один ответ

  1. «В начале XX века Эквтимия Такаишвили провела исследование памятников Тайка…» — это Эквтимэ Такаишвили (мужского пола)…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: