Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 62 / Давид Балаян «Юсисапайл. Далекое и близкое» – 62

Глава шестьдесят вторая

К очередной годовщине Геноцида армян вышел в свет 124-й номер «Юсисапайла».

Это был спецвыпуск, основную часть которого занимал материал «ЭТО — МЫ!»  
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСЬЕ: АРГУМЕНТЫ, ФАКТЫ И ВЕРСИИ 

У народов тоже  бывают свои комплексы. Особенно у народов, переживших геноцид. Что уж говорить об армянах, переживших геноцид на своей собственной земле. Тем более, что этот геноцид не хотят признать и считают лишь предметом дискуссии историков.
Наш комплекс связан с тем, что из-за геноцидальных захватчиков оставшиеся в живых армяне с испокон веков  были вынуждены покидать родные места и разбредаться по всему миру. Поэтому и общеизвестно пристрастие армян искать своих соотечественников среди знаменитостей.
Любая фамилия на «ян» с детства вводит нас в какой-то неистовый восторг. Кинозалы в Армении взрываются аплодисментами, когда в титрах появляется армянская фамилия. Кто не видел машинописные списки выдающихся армян: каких только имен там нет! Георгий Победоносец, Нефертити, Александр Македонский, Кирилл и Мефодий, Юрий Долгорукий, Гудериан, Герберт фон Караян, Жан Габен…
Каждый армянин по призванию знаток генеалогии; он точно знает в каком колене принцесса Диана является армянкой, как звали бабушку Джона Кеннеди, кто был настоящим отцом Иосифа Сталина. И как нам жаль, что д’Артаньян не армянин, да и что стоило великому композитору Верди прибавить крохотное окончание к своей славной фамилии и развеять все наши сомнения! А узнав, что Константин Симонов и Евгений Рубенович Симонов — две большие национальные разницы, мы дружно огорчаемся. И так же дружно молчим о матери кровавого турецкого султана Абдул Гамида.
Кажется, Шопенгауэр однажды заметил, что человек, постоянно чувствующий национальную принадлежность, сродни больному, ощущающему свои кости.
Мы же постоянно это чувствуем и, если даже захотим забыть про свое армянство, все равно не дадут и обязательно напомнят. Как это произошло в  Баку, Сумгаите, Кировабаде, в Анапе…
Ибо вдвойне, втройне, вдесятеро, тысячекратно ощущаешь свою родовую кость, сталкиваясь с антиармянами. Можно ли порицать человека, когда он перед лицом расиста и негодяя проявляет свою солидарность с соплеменниками? Никогда русский, француз или, допустим, англичанин не обидится на сородича по причине безразличия его к земле предков. А мы предъявляем счет «забывчивым» соотечественникам. Потому что не только чувствуем единокровность, но и нечто великое из области национальных генов и исторической памяти. «Я армянин. Я никогда этого не скрываю, — пишет Сароян. — Люди смотрят на меня и начинают гадать о моем происхождении, так что я сам открываюсь и говорю им. «Я армянин», — говорю я… Мы, армяне, малочисленный народ, и когда бы, где бы ни встретили друг друга — это настоящее событие».
Да, копаясь в поминальнике истории, вглядываясь в лица знаменитых современников, мы ищем в них свое, армянское. В этом есть что-то болезненное? Возможно! Но могут ли кичиться собственным нравственным здоровьем те, кто нехотя признают армянство Айвазовского и вовсе не признают полуармянство Суворова? Ведь это та же болезненность, но уже с обратным знаком.
Вот почему в «геноцидном» номере «Юисапайла» мы размахнулись на публикацию большого полотна «Это — мы», своеобразной национальной книги «Кто есть кто?», которую придется печатать с продолжением, ибо она слишком велика.
И при этом не станем возражать и сразу согласимся, что не все бесспорно в этой газетной энциклопедии имен, хотя мы везде старались ссылаться на источники. Поэтому будьте к нам великодушны: если Шота Руставели не армянин, а грузин, что ж, совсем неплохо; если Наполеон — француз (тем более, корсиканец!) и только из личных симпатий окружил себя армянами, то он уже армянин, разумеется, в метафорическом смысле… Газета предлагает версии, высказывает вслух предположения — не откажем ей в этом праве. Зеркало мировой истории, особенно его древние участки, замутнено горячим дыханием хроникеров и летописцев. Многое расплывчато и потому  иногда непросто разглядеть лик исторических персонажей. А армяне живут очень долго на этой земле и всегда созидали, где бы не закидывала их судьба: стоит ли удивляться, что в указателе имен истории человечества они попадаются столь часто?
«Это правда, что армяне такие симпатичные и веселые люди?» — спрашивали Сарояна американские читатели.
Симпатичные — похоже, веселые — можно поспорить. Но вот что бесспорно — так это одаренность, исключительно высокая одаренность. Даже если из этой газетной публикации иной маловер вычеркнет четверть, все равно: нас, конечно, мало из-за страшных геноцидов, но вообще-то очень много.
«Это — мы!» Что есть, то и есть!
Д. Балаян

Легендарно имя философа и трибуна Древнего мира ПРОЕРЕЗИОСА (276-368) -руководителя Афинской школы элоквенции (красноречия). Родился в Кесарии, учился в Антиохии и Афинах. Труды на греческом не сохранились. Его биография составлена согласно записям Евнапиоса — аспиранта (по нынешним понятиям) этого философа. В числе учеников Проерезиоса были: кесарь Рима — Юлиан, Василий Кесарийский, Григорий Назианценз и др. Признание пришло и в Риме, куда он был приглашен в качестве учителя царевича. На одной из его площадей стоит памятник Проерезиосу с надписью «Рерум регина Рома — реги элокуентио « («Царь городов Рим — царю красноречия»).  Как яркий пример его дара Евнапиос приводит описание состязания Проерезиоса с претендентами на пост главы Афинской школы красноречия, имевшего  место в 355 году при стечении огромной толпы на центральной площади столицы.  «Победа ему досталась, — пишет Евнапиос, — благодаря произнесенной речи, исполненной априори и состоящей из двух частей, при стенографии — повторенной им же немедленно и дословно, на предмет восхищения толпы и даже его… противников».  Армянам при жизни он был известен как Паруйр АЙКАЗ. Раффи написал рассказ об этом философе, где приводит диалог между Айказом и предполагаемым его однокашником по учебе Сааком (видимо, Партевом) — гостем из Армении. Философ вспоминает свое детство, родину, народ, но восклицает: «… моя Родина весь Мир, моя нация —все ее население!» Космополит, ничего не скажешь!  Хотя Евнапиос в биографии говорит, что оба родителя у Проерезиоса были армяне, он, оказывается, всю свою жизнь (а он прожил более 90 лет!) избегал афиширования своего происхождения.  (источники: 1. «Пилостраутус энд Еинапиус — «Дзеливс ав дзе Софистс», Кембридж, 1961, англ.; 2. «Зартонк», Бейрут, 1970; «Паруйр Айказ», Тер-Микаелян Нубар, стр.2-3, арм.; 3. Армянская Советская Энциклопедия, т.6, стр.473, 1980, Ереван).

В истории Италии, после падения Рима, исключительную роль в сохранении целостности страны сыграли три, безусловно, незаурядные личности — НЕРСЕТЕ, ИЗЗАКО и АЛАЗАР.
Нерсете (по-итальянски), Нарзесь (по-русски), Нарсес (по-французски и английски) — ключевая фигура периода реставрации романтизма в Италии (533-555), архистратиг Византии в 525-552 годах, осуществивший освобождение Апеннин от готов, в 552 году разбил армию Тотиллы у Кануа и освободил Равенну, Рим, а затем и всю Италию от захватчиков, чем спас ее от германизации и галлизации. Император Юстиниан назначил его в 552 году экзархом всей Италии, коим он оставался до 565 года. Столица была перенесена в Равенну, откуда Нерсете правил страной почти неограниченно. Строил и перестроил все то, что считалось национальной гордостью Италии: для этой цели вывез из Армении около 5 тысяч мастеров, которые помогли возвести Милан, Перуджу, Падую и еще 17 городов.  При жизни экзарх воздвиг себе памятник — в 559 году построил храм св.Аполлинария в Равенне, на стенах которого приказал высечь надпись: «Равенна спасена от власти готов и воцарилась свобода, как и мир во всей Италии благодаря Нерсете…»  В Армении он был известен как НЕРСЕС ПАТРИК — небольшого роста и хрупкого телосложения. Родом он был из Персии (475-573), попал в Константинополь пленником и от простого сторожа дорос до наместника Юстиниана! Всегда подчеркивал свое армянское происхождение, в Италии держал при себе полк телохранителей из армян, с которыми не расставался до конца жизни. Выдвинул в генералы полководцев АХНАЗАРА, САНАЗАРА и АЛАЗАРА, последний из которых стал главнокомандующим при его экзархате.  (источники: 1. «Юстиниан», Чарльз Диль, Парнджи, 1901, стр.167-171, франц.; 2. «Истри ав патер Роман Эмпайр» Дж.Б.Бари, Лондон, 1923, глава ХIХ, стр.226 и далее, англ.; 3. «Фондата да Джованни Тречеани — энциклопедиа Италиана», Милан, 1934, итал.; 4. «Чамберс байографикл Дикшнери» , Лондон, 1950, стр.688, англ.; 5. Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь, том.20, стр.567, русск.)

ИЗЗАКО (по-итальянски — ИЗЗАЧАО) — значительная фигура в истории Италии периода 625-643 гг. Экзарх Рима с 625 года. Основал ряд важнейших городов на юге страны, перестроил Рим после пожара 631 года. Пресек все поползновения готов захватить Север Италии. Похоронен в 643 году в храме Сан-Витали в окрестностях Равенны. На крышке мраморного саркофага имеется надпись на греческом: «Я, Саак, из благородного и благочестивого рода, краса и большая слава армян — был сподвижником царей…» Рядом с его саркофагом лежит надгробный камень его жены Шушан. В Армении он был известен как Исаак Айказ.  (источники: 1. «Ла Гранде Энциклопедия», том.20, 1886, стр.976, итал.; 2. Диль. «Этюдес сюр л’администрастион Бизантик, 1888, стр.286 и далее; 3. «История армянской диаспоры», том.1, стр.172, арм.).

АЛАЗАР — один из самых известных и талантливых полководцев Византии, сподвижник Нерсете. Признавал свою национальность, посещал армянскую церковь. Даты рождения и смерти не известны. Триумф его как военачальника — штурм Рима и взятие в 662 году.  (источники: Дж.Б.Бари, «Истри ав патер Роман Эмпайр», Лондон, 1923, том.2, глава ХIХ, стр.226).

Данные о деятельности и подвигах двух других генералов армии Нерсете, АХНАЗАРА и САНАЗАРА, не обнаружены. О них вскользь упомянуто в источниках как о полководцах византийской армии, отличившихся в боях за освобождение Равенны и Рима. Вообще по признанию многих историков, на протяжении тысячелетней истории этой двунадесятиязычной империи ею почти пять веков управляли армяне — только царей было 22.
Одиннадцатый по счету цезарь Византии Филипинкос БАРДАН (711-713), по сведениям греческих историков, желал и даже пытался насадить в Византии армяногригорианство. В Армении он был известен как Вардан Филипикос.
ВАСИЛИЙ I Македонский — в 857-886 гг. царь Византии. Знаменитый стратег, экономист. Происходит из княжеской фамилии Аршакуни. Никогда не забывал соплеменников: армянскому царю Ашоту I как «сыну любимому» прислал корону, царскую накидку и драгоценности. Это был 15-й по счету царь Византии армянских кровей.
ЛЕВ VI Мудрый — в 886-912 гг. царь Византии. Автор первого свода законов страны, переданного и армянским царям. Преемник Василия I Македонского, известен и как Левон III.
КОНСТАНТИН VI Пурпурный — 913-959 гг. Энциклопедист, историк, поэт, инженер, врач. По счету 18-й цезарь этой страны армянских кровей.
ВАСИЛИЙ II Болгаробойца — 976-1025 гг. Великий полководец. По счету 22-й правитель этой страны армянских кровей.  (источники: 1. «Армянские цари Византии», Тер-Саакян, тома I-II, Венеция, 1905, арм.; 2. «Армяне в царях Византии», Венеция, 1966, арм.; 3. Византия и Армения», Тер-Нерсесян С., «Патмагракан андес», Ереван, 1970, N1; 4. «Царь Василий I», Москофян А., «Зартонк», Бейрут, 1975, арм.; 5. «Царь Василий II Болгаробойца», Москофян А., «Зартонк», Бейрут, 1975, арм.).

Как известно, визирь Египта Салах-ад-Дин (1138-1193) в 1171 году сбросил с трона Ади-Дина, последнего халифа из династии Фатимидов и основал династию Айюбидов (1171-1250). В Европе он был известен под именем САЛАДИН — гроза крестоносцев. Историки считают его если не армянином (как это утверждает Вальтер Скотт в «Айвенго»), то, по крайней мере, человеком армянского происхождения (Э.Дриатоц, А.Гарднер, Д.Брест). Только в Армянской ССР Салах-ад-Дин почему-то «произведен» в курды, родители которого, потомки Шеддадидов, были выходцами из Армении, а не армянами (АСЭ, том.3, стр.473). В свое время, в 1898 году, Николай Марр по этому поводу писал следующее: «В 1072 году Абуесувар, эмир Двина, купил Ани у Алпарслана и назначил его правителем молодого сына Манучэ. Члены этого рода Шеддадидов, происходившие, по некоторым источникам, из курдов, управляли нашим городом в звании эмиров 120 лет, — и далее: …хотя Шеддадиды были представителями персидской власти, начиная с Манучэ, по женской линии восходили к одному из армянских Багратидов». Комментарии излишни!  (источники: 1. «Из истории Ани», Н.Я.Марр, «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», Санкт-Петербург, 1898, стр.209 и далее, русск.; 2. Дж.Бристэд, «Ансиент рекордс ав Эджиат», 1962, Чикаго, том.5, англ.; 3. Э.Дриотон, «Эжипет», том 2, 1962, Париж, франц.).

Загадочна и личность создателя «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели. Дата его рождения не установлена, правда, это не помешало в 1938 году, в связи с 800-летием предполагаемого появления этого произведения афишировать ее в пределах XII века. В чем одиозность информации об этом, бесспорно, гениальном писателе? Это, во-первых, полная увязка фабулы произведения с местом его создания в Грузии. Автор, фамилия которого, как отмечает он сам, РУСТВЕЛИ (а не Руставели, как переделали затем грузинские специалисты) в песне 9 пишет: «Эту персидскую сказку я теперь переделываю на грузинский…» Почему?  «По одной версии, Руствели влюбился в царицу Тамару, но та настаивает, чтобы он женился на ее протеже — некоей Нине. После свадьбы на этой девице он получает от царицы вместе с дарами задание — перевести на грузинский язык литературный подарок, поднесенный шахом персидов. Блестяще выполнив заказ, он отказывается от оплаты перевода. После этого был найден его обезглавленный труп…» — пишет проф. Московского университета Арташес Хаханов, автор статьи «Шота Руставели» в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона. Версия версией, но она вполне соответствует утверждению автора, Руствели, что поэма его — всего-навсего «персидская сказка». В пользу этой версии говорит и обстоятельство места. Почему действие произведения происходит только за пределами Грузии, на части Армянского нагорья, сопредельной Персии?  Немаловажно и другое: почему герои этого гениального произведения имеют исключительно негрузинские (для того времени) имена: Иракли, Дареджан (персидское), Автандил (хузистанское) и т.д.? В песне 1649, в «Эпилоге», автор «Витязя» дает исчерпывающую информацию о себе: «Я, некий месх, певец Руствели, написал это…»  Итак, кроме имени Шота, сокращения армянского «Ашот», он подтверждает, что он «месх» или «месхский», что, как и «Ашот», никакого отношения не имеет к грузинам. Знатоки этнографии грузин знают, что месхами в Грузии называли (по крайней мере до 50-х годов XX века) жителей Ахалкалакского и Ахалцихского районов — армян христианского и мусульманского исповедания. Начиная с 1949 года, армян-мусульман как турок-месхетинцев выселяли в Алтайский край. Остатки этого несчастного этноса в 1957 году в Грузии отказались принять на их историческую родину. Месхетинцы обратились к А.Микояну, а тот, узнав, что они ходатайствуют от имени «мусульман армянской крови», просто-напросто выставил их за дверь, мотивируя тем, что «армян мусульманской крови не бывает». За них ходатайствовал и Серо Ханзадян, но бесполезно.  Резюмируя, можно предположить, что Руствели Шота (Ашот) «месх» (ср.: «сомехи» — армяне) из Ахалциха или Ахалкалаки примерно в 1138 году по заказу царицы Тамары переложил на стихи какое-то персидское произведение, которое и стало «Витязем в тигровой шкуре».  Таковы факты, вывод за вами.  (источники: ст. «Шота Руставели», энц. словарь Брокгауза и Ефрона, т.27, стр.365, 1899, Санкт-Петербург).

Известное истории последнее арабское крупное государство в Египте, существовавшее под началом мамлюков в начале ХIII века, основано было не кем иным, как некоей рабыней-армянкой ШЕЧЕРЕВДЮР.
Она попала в плен к абасскому халифу Мюстаасму, и он отослал ее в дар египетскому султану Салеху-эль-Эйюбину. Армянка настолько была красива, привлекательна и, несомненно, умна, что вскоре стала его женой. Она подарила монарху сына, которого назвали Туран. Уже к 1245 году она стала, по существу, правительницей страны.  В 1249 году после шестого, неудачного похода крестоносцев под началом французского короля Людовика VIII, в осажденном Каире от чумы скончался султан Салех-эль-Эйюбин. Наследник престола Туран был в этот период в Ираке и там его убили по приказу матери. Шечеревдюр взошла на престол и приказала выбить деньги с собственным портретом и надписью «Мюстаасмут-эль-Салихэ — царица исламов», за что и получила имя «Вдова, госпожа Салихэ».  К главе Египетского халифата поспешил из Дамаска Эйюбский халиф Эшреф Муса и предложил образовать общий халифат Египта и Сирии. Он просуществовал всего шесть лет, им правили двое, но «вдова-госпожа» этого не очень хотела. Она подговорила своего нового мужа в 1255 году устроить переворот и убрать соправителя. Атабек-эль-Аскер Аззедин сработал чисто, и армянка стала властительницей халифата, протянувшегося от Азии до Атлантического океана. Вскоре пришла и очередь ее мужа — она задушила его в… бане в 1257 году.  Прожила она после этого еще два года. Молодые офицеры подняли мятеж, схватили Шечеревдюр и сделали из нее чучело… живьем.  (источники: 1. «Шечеревдюр — владыка Египта», Москофян А., «Зартонк», Бейрут, 1974, 22.VIII., стр.3, арм.; 2. Э.Дриотон, «Эжипет», 1962, франц.)

Тиран и гроза народов Юго-Западной Азии ТАМЕРЛАН (Тимур, Тимур-ленг) (1336-1405) — среднеазиатский эмир, полководец. К 1370 году захватил власть в Мавераннахаре и принял титул великого эмира. С 1372 по 1405 гг. совершил свыше 20-и крупных походов и создал огромное государство от Хорезма в Средней Азии до Ирака у Красного моря. На крышке гробницы была высечена надпись-предупреждение: при беспокойстве-де будет большая беда. Советские археологи пренебрегли им и вскрыли гроб 21-го июня 1941 года — началась Великая Отечественная война.  Темур, Тамур, а больше Ленг Темур — так известен он в истории Армении. Аппендикс «Ленг» его имени, что по-армянски значит «хромой», он обрел с детства — что соответствует его хромоте, однако классические его биографы, арабы, этот физический недостаток относят к боевым ранам Тамерлана уже в зрелые годы жизни. Отсюда и противоречия между сведениями выдающегося российского историка Сергея Глинки и фактами его жизни, изложенными в энциклопедиях (источники: С.Глинка, «Обозрение истории армянского народа», 1852, Москва, типография Лазарева).

Личность ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ (1452-1519) больше, чем легенда. Итальянцы (и не только они) вот уже 400 лет изучают его родословную. Кто были его родители? Почему он так рьяно интересовался армянами и Арменией? Об этом немного поподробнее.  Известно, что он, кроме «Армянских записей», в собраниях «Амброзиано» в Милане (1495), «О путешествиях, совершенных им в Армению», скетчей «Армянские головы» и «Гротеско», украшающих музей Виндзор в Англии и Королевский в Турине, рассчитал и скомпоновал на бумаге для себя 27 разновидностей дуомоцентрических соборов и церквей, которые тогда существовали у армян и в Армении.
«Он был человеком очень набожным, — сообщил нам настоятель церкви Сан-Минато-Монти падре Диосоньо Кристо и добавил: — В дни жизни Леонардо в городе церковь в основном обслуживала армян, но ее посещал и Леонардо, живя не очень далеко от нас…»  Конечно, было известно, что Сан-Минато-Монти, кроме покровительницы города Флоренции, была и армянской церковью (Х век). Это церковь Сурб Минас, находящаяся на расстоянии полукилометра по пересеченной и топкой местности от «плацца Леонардо», где когда-то снимал квартиру великий мастер. В то время дорога была непроходимой и, чтобы попасть в церковь, надо было осилить болота, оставленные от разливов реки Арно.  Но зачем нужно было Леонардо проделывать такой путь, чтобы попасть именно в армянскую церковь Сан-Минато? Не проще ли было католику зайти по дороге (ныне «Виа Леонардо») в ближайшие церкви Сан-Сальваторе или Сан-Миниелли, ведь они всего в 300 и 800 метрах от его дома? Падре Диосоньо на это сказал, что  «у Леонардо были особые взаимоотношения с этой церковью. Он сюда приходил не только молиться, но и общаться с армянами. Чем больше он вникал в историю этого христианского народа, тем больше привязывался к его божьей обители. Знаете, даже дом, где он снимал несколько меблированных комнат, говорят, принадлежал местному армянину. Вот и его дочь послужила моделью для полотна «Девушка с Л’Эрмени», первоначально названного «Армена кон Л’Эрмени» («Армянка с Л’Эрмени»). «Армени» — это девушка-натурщица, а «Л’Эрмени» — это грызун с очень ценным мехом, водившийся в тот период только в Армении. Отороченные  им шубы носили папы от Х до ХХ, все Людовики, Ришелье и Талейран!  Да, было от чего удивляться. Полотно Леонардо, известное как «Дама с горностаем», также связано с армянами!  (См.подробнее: Сергей Арутюнян, «Тайны великого мастера», «Урарту», 1997, NN 5, 6).

В первой половине ХVI века на Средиземноморье усилился морской флот Венецианской республики. Военные и торговые суда подкупали своей быстроходностью, мощью парусного оснащения, выгодно отличающимся расположением надпалубной артиллерии. В чем был секрет такого качества кораблей?  Во-первых, обшивка дна плавсредств медными листьями меньшей толщины, что давало шансы уменьшить толщину не только донных досок, но и шпангоутов и поперечин. Во-вторых, это исключало сращивание ракушек с досками дна и освобождало судно от их тормозящего действия. Новым у венецианских судов стало расположение мачт на палубе, парусов на мачтах, усилилась огневая мощь.  Автором всего этого в Венеции был инженер-изобретатель Антонио СУРЕАНО. Послушаем, что говорит о нем Гевонд Алишан: «По веку 16, удостоившимся нашей похвалы и упоминания стал знаменитый машиностроитель, изобретатель многих устройств Антон Сурян (1550-1588), армянин в Венеции».  Сурян 17-го августа 1564 года получил патент на 30 лет использования своего главного изобретения — понтонного устройства для подъема затонувших кораблей, которое заново «открыли» в начале ХХ века немцы. Сурян проявил себя и как фармацевт и врачеватель. Он в 1575 году, во время опустошительной чумы, синтезировал противочумную микстуру и свое искусство врачевания передал сыну Овсепу СУРЯНУ.  (источники: 1. Гевонд Алишан, «Сисакан Ернджак», стр.476, арм.; 2. Гевонд Алишан  «Ежегодник, 1892 г.», журнал «Базмавеп», стр. 283, арм.; 3. Гевонд Алишан, «Армяне в Венеции», 1894, арм.).

РЕМБРАНДТ (1606-1669) — великий голландский живописец и график из Амстердама. К чему ему было писать свою фамилию «Армензон» (Rembrandt Harmensz van Rijn), что переводится как «сын армянина из Рейна»? Кто он по национальности, если не армянин?  (источник: Йоганнес Яхн, «Рембрандт», ВЕБ Е.А.Сииман Ферлаг, Лейпциг, 1967, стр.14, нем.)

Много неясного было и в биографии Джузеппе ВЕРДИ (1813-1901). Были версии его появления на Апеннинах с отцом. По одной из них («Арарат», 02.04.1966 г., Бейрут) трактирщик Алахверди переехал из Константинополя в Милан в 20-е годы прошлого столетия. Это совершенно не увязывается с официальной версией биографии композитора, где говорится о месте рождения — Италия, поселок Ронколе близ городка Буссета.  Этот городок расположен недалеко от Пармы, ехать до него час или полтора. Есть в Ронколе харчевня постройки 1810 года, которая сейчас служит музеем. В поселке нет ни одного Верди: они все переехали в Милан в середине XX века, но без главы семейства Верди — Пьетроса. Он похоронен здесь в 1849 году, ему было тогда 72 года.   В фонде церковных записей  есть Верди Джузеппе.  В графе «родители» записано: «Страниеро (иностранец), тавернано (держатель таверны), кристиано (христианин) Pietros ALAH-VERDI.  «Алах-Верди».
Что же заставило Петроса (конечно, если он был армянином) поселиться в этой итальянской глуши? От какого большого греха или преследования он уходил? Вопросы, вопросы, вопросы…

Два выдающихся деятеля средневековья — Жан АЛТЕН во Франции и Джордано БАНГЛИВИ в Италии родились в 1707 году. Ж.Алтен знаменитый агроном, член французской Академии «бессмертных», родом из Нахичевани и армянское его имя — Оганес Алтунян, стал популярным из-за внедрения в сельское хозяйство страны ценного красителя — торона, хорошего подспорья крестьянам юга Франции в ХVIII веке. Умер в 1774 году. По указу папы в 1771 году ему установлен памятник на горе Нотр-Дам де Дом с надписью «Императору торона Жану Алтену от благодарных сограждан — воклюдинцев».  Армянский варинт фамилии Бангливи не установлен. Этот знаменитый врач-психиатр, которого при жизни называли не иначе, как «обожаемый сын Италии», прожил всего 52 года, но в Падуе и Вероне основал клиники для психически больных, открыл школы-диспансеры для подготовки учеников-медиков. Ему приписывается выявление в организме человека вегетативной нервной системы.  (источники: 1. «Арминиен Миррор-Спектейтор», англ., N10, 1985; 2. «Базмавеп», 1892, стр.283; 3. «Урарту», N45, 1996, N25, 1995).

АНДРЕ ШЕНЬЕ (1762-1794) — один из крупных лирических поэтов Франции, был, в отличие от своего брата Мари Жозефа, драматурга, человеком более чем консервативных политических взглядов. События революции, террор, суд над Людовиком XVI и его казнь вызвали в поэте резко негативные  чувства. Он резко нападал на якобинцев, был связан дружескими узами с представителями контрреволюционной аристократии, прославлял Шарлотту Корде — убийцу Марата, публично заявлял, что готов выступить в качестве защитника на процессе Людовика ХVI и закончил свою жизнь на эшафоте незадолго до гибели Робеспьера. Композитор Умберто Джордано на основе его жизни сделал музыкальную драму, которая была поставлена  в Ла Скала в 1896 году.  Крупный исследователь Шарль Тигран Текеян установил, что мать Андре Шенье — константинопольская армянка, а ее сестра  Асмик — бабушка премьер-министра Франции в 1848 году Антуана Терьера. Об этом повествует писатель Дрампян в своей книге «Армянские коммунисты в годы Сопротивления». Итак, Андре Шенье и Антуан Терьер, оказывается, армянских кровей! Все было бы однозначно, если бы не другие источники. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (т.39, стр.483, 1903, Спб) в статье «Андре Шенье» сказано, что «отец Андре — Луи Шенье (1722-1795) в Константинополе женился на умной и даровитой гречанке, которая подарила ему пятерых сыновей…» «… Его жена Елизавета родом из греческой семьи с Санта-Ломака на острове Кипр…»  Статью эту в словаре написал поэт Константин Бальмонт, наверное, имея под рукой французские материалы.  (источники: 1. Тигран Дрампян, «Армянские коммунисты в годы Сопротивления», 1967, Ереван, стр,19, арм.; 2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том 39, стр.483, 1903, Санкт-Петербург).

Великий Наполеон Буонапарте (1769-1825) (но никак не «Бонапарт») всю свою армейскую жизнь провел среди армян: мамлюки Рустам и Ованес, командующий Мюрат Оваким — его зять (неаполитанский король), генералы-армяне Мир Давид, Шаен, Ованес. Его отец Карло-Мария Буонапарте — адвокат, корсиканский дворянин. Он второй сын от брака Карло-Марии и Лютеции Рамолино. Хотя о нем написано около 200 тыс. названий книг и исследований, но ни один автор дальше происхождения самого полководца до отца и матери «не идет». Правда, они и не отрицают, что до Карло-Марии Буонапарте и после него никогда на Корсике не было Буонапартов!  Истории известны неординарные отношения Наполеона к армянам и вне армии. Почему в полыхающей пожаром Москве он с Мюратом искал часовню с армянским священником на кладбище? Зачем он тратил свое драгоценное императорское время на беседу со священником армянином? Известны и совершенно не понятные факты расположенности к арменоведению великого завоевателя. Зачем ему нужно было распоряжаться в 1804 году об основании кафедры армянского языка в «Школе восточных языков» в Париже? Был ли Шаган Джрпет, заведующий этой центр-кафедрой, родственником этому маститому арменоведу? Знал ли он семью Джрпета, которая происходит из Ливана? Ведь в этой стране в то время и сейчас Буонапартеянов полно, а Апартеянов — больше чем «резаных сов»?  (источники: 1. Магда Нейман, «Армяне», 1898. Санкт-Петербург; 2. Артур Пернет, «Семейная тайна Наполеона», франц.; 3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том 20, стр.539).

СУВОРОВ Александр Васильевич (1730-1800). Родился в Москве. По матери армянин. Авдотья Манукова была дочерью Федора Манукова (Тадеоса Манукова). Мать Суворова похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище. А.В.Суворов в разные годы жизни общался с армянами. Так, в 1778 г. он организовал переселение крымских армян в Россию, в начале 1780-х годов подготовил новый поход русских войск в Закавказье, принял участие в русско-армянских переговорах, установил связи со многими армянскими деятелями. Как показывают архивные материалы, Суворов был убежденным сторонником восстановления армянского государства под протекторатом России. Не случайно, что среди армян прославленный полководец пользовался репутацией «доброжелателя и друга» армянского народа.  Значительный интерес представляет и тот исторический факт, что под командованием А.В.Суворова сражалось большое число офицеров и генералов-армян, храбрость которых неоднократно отмечал сам великий полководец. Некоторые из них, такие, как Хастатов Еким Васильевич, Давыдов Степан Саакович, Манеев Степан (погибший под Измаилом в 1790 году), Яков Абрамов и другие, как пишет ряд суворововедов, принадлежали к числу близких людей и учеников полководца  (источники: 1. Константин Осипов, «Александр Васильевич Суворов», 1955, Москва, стр.6; 2. Мкртыч Нерсесян «А.В.Суворов и русско-армянские отношения в 1770-1780 годах», Ереван, 1981).

В театре, кино и на эстраде среди выдающихся армян был Владимир НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО (1858-1943). Известно, что после того, как отец его в Миргороде задохнулся в бане пьяным, в 1860 году он с матерью и братом рос в семье деда по матери, миллионера ЯКУБОВА, в Тифлисе. Учился актерскому ремеслу вместе с дядей, известным российским актером СУМБАТОВЫМ-ЮЖИНЫМ Алексеем, который во всех советских изданиях по искусству фигурирует только как Южин А.И., хотя его настоящая фамилия Сумбатов (1857-1927). Надо заметить, что Владимир Немирович-Данченко похоронил свою мать на Армянском кладбище в Ваганькове, в Москве (см. В.Немирович-Данченко, «Письма, статьи о театре», М., Искусство, 1939).

Другой организатор современного русского театра в Москве — Евгений ВАХТАНГОВ — блестящий актер, новатор, создатель «армянской студии» при театре. Багратион Вахтангов, отец режиссера — табачный «король» из Владикавказа являлся большим поклонником и меценатом всего армянского на Северном Кавказе. Для своего сына Евгения он создал все условия пушкинского Онегина. Рубен СИМОНОВ, в свою очередь, будучи поклонником всего «вахтанговского», назвал своего сына именем кумира — Евгением, и когда Евгений СИМОНОВ «откололся» от вахтанговцев в конце 80-х и основал свой «театр Евгения Симонова», то там уже играл его сын — Рубен Евгеньевич СИМОНОВ — внук Рубена Симонова. Так в Москве родился еще один театр, основанный режиссером армянских кровей — четвертый по счету!
А почему четвертый по счету, а не третий? Да потому, что до этого еще в 1908-м в той же Москве был основан театр «Летучая мышь», или театр «Балиева — Тарасова».
Кто же были эти гиганты театра?  Никита БАЛИЕВ или ПАЛИЕВ (Мкртыч Бальян) родом из Ростова, вернее, из Нового Нахичевана. Он родился в 1877 году, а завершил жизнь в Нью-Йорке в 1936 году. С 1901 года он во МХАТе. Вот что говорит Станиславский в книге «Жизнь в искусстве»: «В 1903 году, по пожеланию А.П.Чехова, состоялся первый «капустник» — веселая программа с участием Книппер-Чеховой и Москвина… В дальнейшем эти «капустники» стали традиционными. В них как конферансье выступил и блеснул своим талантом наш актер Н.Ф.Балиев. Его жизнерадостная личность, остроты, шутки, ловкость приковывали внимание публики — полного зала — к сцене. Эти «капустники»… предопределили рождение в России театра нового жанра… гротеска. Созданием этого занялись Н.Ф.Балиев и Н.Л.Тарасов…»  Итак, два армянина в Москве основали еще один театр, который объехал всю Европу, Ближний Восток и Америку и закончил свое существование почти одновременно со смертью одного из основателей — Н.Балиева в 1936 году в США.
А кто же Н.Тарасов?  Род Тарасовых-армян восходит к Аслану (Шамилю) Тарасову — «королю» спирта на юге России, основателю в 1839 году города Армавира. Его дети в 1903-м обосновались в Москве и на Спиридоновке и Большой Дмитровке обзавелись роскошными домами. Лазарь Тарасов был одним из них. Николай был сыном этого Лазаря ТАРАСОВА. Николай в 23 года потерял отца. И вот он, светский лев, образованнейший человек, завидный жених, желанный любовник, обладатель состояния в 3 миллиона золотых рублей, подружившись с искрометным Никитой Балиевым, всецело ушел в дело создания театра. Но театр в Москве сохранился недолго — до 1918 года. Он практически распался в 1911 году из-за самоубийства Николая Тарасова. Артисты «Летучей мыши» собрались еще раз в 1916-м и… эмигрировали сперва в Константинополь, а затем в Европу и Америку.  С этим театром работала целая когорта выдающихся, но неизвестных армян. Сурен ХАЧАТУРОВ — родной брат Арама Хачатуряна и отец Карена ХАЧАТУРЯНА (род.1920г.), Аршак и Геворг БУРДЖАЛОВЫ (1879-1946, 1869-1924), бывший артист МХАТа Аким Тамиров, его жена Тамара Шаин, Тамара Дайкарханова, певец Макаров, Сусанна Арутюнова и др. (см. Сергей Арутюнян, «Никита Балиев», газета «Фильм» 10 июня 1989, арм.).

Тамара ГЕВА (Гергева) по происхождению из петербуржских армян. Была с 16 лет ангажирована в «Бале Рьюс» С.Дягилева совместно с Тамарой Тумановой, Тамарой Дайкархановой и Тамарой Шаин в начале 20-х годов. Жила в Швейцарии, а затем в Монте-Карло. Выйдя замуж за «звезду» балета Джорджа БАЛАНЧИНА в дальнейшем с ним гастролировала не только по Европе, но и по всему свету, обосновавшись в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке в 1928 году. Разведясь с Дж.Баланчином, она оставалась примой еще долгие годы.
Конечно, очень много неясного насчет Джорджа (Геворга) Баланчина. Он сын Мелитона Антоновича Баланчина, который с 1928 года принял фамилию Баланчивадзе — ученика Римского-Корсакова, петербуржца, как и единоутробный брат — Андрей (Андраник) Мелитонович Баланчин (1906 г. род.), который в юношеские годы, следуя примеру отца, принял ту же фамилию — Баланчивадзе. Сей Андрей Баланчивадзе, будучи уже одним из «заправил» музыкальных дел в Грузии, пригласил в 1958 г. Джорджа Баланчина, через 40 лет, посетить Россию и побывать в Грузии. В тбилисском аэропорту, где в день прилета высокого гостя из Америки собралась грузинская элита, чуть не разразился скандал, когда министр культуры этой республики, представляя гостя, назвал его ни мало ни много как «Георгий Баланчивадзе»! Гость был вынужден прервать речь министра, заметив, что он не «Георгий Баланчивадзе», а «Джордж Баланчин», и приехал не как официальный представитель балета США, а в гости к брату Андрею Баланчину, с которым расстался в Петрограде 40 лет назад.  Да, многие карты спутал Мелитон Баланчин — отпрыск знаменитого семейства Паланджянов из Константинополя, приняв с легкой руки фамилию Баланчивадзе и размежевав двух братьев, Андраника и Геворга, на Баланчивадзе и Баланчин!

Что же касается неармянского происхождения балерины императорского балета, педагога классического танца в советской балетной школе, основоположницы нового современного метода танцевальной грамоты, автора первой книги о науке классического танца, теоретика и вдохновенного практика балетной педагогики, первого профессора хореографии, наставницы нескольких поколений выдающихся балерин театров мира — Агриппины ВАГАНОВОЙ (1879-1951), чьим именем названо уникальное училище балета в Ленинграде, то это можно отнести к нонсенсу. Ее отец Яков (Акоп) Ваганов был петербуржским армянином нескольких поколений. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с иллюстрациями последней книги Галины Кремшевской «Агриппина Яковлевна Ваганова» (Ленинград, «Искусство», 1981 г.) — кстати, эту книгу рецензировал Юрий Григорович — приведенными впервые в печати, чтобы убедиться в наличии армянских кровей в этой высококлассной профессионалке.  Как-то М.Плисецкая сказала: «Знаете, я вообще очень уважаю профессионалов своего дела и презираю дилетантов. Во всех областях. Если говорить о балете, то ученики Агриппины Яковлевны Вагановой — какая бы мера таланта ни была им отпущена — все профессионалы. Они грамотно «пишут». Они в «письмах» не делают ошибок, потому что окончили академию Вагановой…» (там же, стр.121).

Вано МУРАДЕЛИ (1908-1980) — композитор, ученик армянского музыковеда С.Бархударяна. Он родом из Гори, где 2/3 жителей тех лет были армянами. Вырос в армянской семье, но за всю свою долгую творческую деятельность так и не создал что-то монументальное для армян. Жил в Москве и писал в основном по заказу, почти на любую тему (см. Сеженский К., «В.Мурадели», М., 1962 г.; В.Мурадели, «»Воспоминания и статьи», М., 1983).

Из армянских районов Северного Кавказа происходил Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ (1931-1996), он был учеником Арама Хачатуряна и Григора Егиазаряна, стал маститым и признанным в СССР композитором (см. Цукер А., «М.Таривердиев», М., 1985).

Сергей АГАБАБОВ (1926-1969) — композитор, автор первой Дагестанской симфонии (1959), Дмитрий АРАКДЖИЕВ (Аракишвили, 1873-1953) — музыковед, народный артист Груз.ССР, хотя и ловко (но не точно) перевел свою фамилию на грузинский лад, но не смог скрыть своего армянского происхождения, как и братья ПАЛИЕВЫ — Захар (Захарий) (1871-1933), ученик своего старшего брата Ованеса (Ивана) ПАЛИЕВА (1868-1934). Захар Палиев считается основоположником грузинской профессиональной музыки (после смерти — Палиашвили). Основные, оригинальные произведения до революции он издавал под фамилией Палиев. Ованес Палиев — дирижер, был известен во многих городах России. Семья Палиевых происходит из известного рода армян Палянов — знатных музыкантов, архитекторов и строителей на всем Ближнем Востоке.

 По иронии судьбы именно этот номер, посвященный годовщине Геноцида армян, попал под массированные репрессии. 15 апреля директору магазина «Армения» (находившемуся в командировке в другом городе) позвонили по сотовому телефону из посольского хаш-клуба, где отмечали день рождения известного олигарха, и приказали изъять «Юсисапайл» из продажи. Вдобавок, этот же номер категорически запретил продавать на территории церкви и лишенный духовного звания Тиран Кюрегян.
Как говорится, приехали…

Продолжение следует

комментария 2

  1. […] немалой суммой , видимо без проблем находятся . … Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 62 / Давид Балаян … СУВОРОВ Александр Васильевич (1730-1800). Родился в Москве. […]

  2. Я сам армянин, но признаю половина людей из списка вообще лишние — Тамерлан, Саладин, Суворов… а по женской линии армянство вообще не передается и армянка, вышедшая не за армянина уже не армянка…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: