Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 56 / Давид Балаян «Юсисапайл. Далекое и близкое» – 56

Глава пятьдесят шестая

Церковная конфронтация неизбежно привела к обострению взаимоотношений внутри армянской диаспоры Москвы. Каждое воскресение армянское кладбище в Ваганькове становилось ареной столкновений между сторонниками противоборствующих священнослужителей, в которых количественное превосходство было на стороне прежнего Главы епархии. В организованном порядке сюда прибывали ахалкалакцы, занятые в Москве на асфальтоукладочных работах, здесь дежурила милиция и, в результате, к началу июня стычки на территории церкви практически прекратились. Хотя и случались отдельные эксцессы (например, 12 августа произошла драка между священниками и даже проводилось следствие по этому поводу), тем не менее конфликт в основном перешел в стадию затяжного противостояния, продлившегося без малого четыре года.
10 июня в актовом зале агентства ИТАР-ТАСС было проведено мероприятие, которое его организаторы назвали научно-практической конференцией, якобы посвященной «армяно-турецкому диалогу». На деле это больше напоминало партсобрание в духе 30-ых годов, когда односторонне клеймили назначенных сверху врагов. С трибуны выступали люди, которые еще менее года назад толпились вокруг арх. Тирана, лобызались с ним, выклянчивали что-то и попутно пинали от него подальше «Юсисапайл». Теперь эти же люди называли своего прежнего благодетеля «васаком из васаков», призывали к физической расправе, а свою новую ориентацию классифицировали как «моральное поражение» Тирана.
Я оказался на этом собрании случайно; в то воскресение шел проливной дождь, экземпляров «Юсисапайла» уже не было (их по указанию того же Тирана сожгли в топке церкви) и знакомый предложил проехаться в ИТАР-ТАСС, благо раздобыл несколько пригласительных билетов. Однако Ара Абрамян умудрился высмотреть меня в зале и потребовал разобраться, кто меня туда пустил. Ко мне подскочили его холуи, которым сидевший рядом товарищ предъявил, в доказательство законности моего пребывания там, еще несколько неиспользованных пригласительных.
Но я встал и демонстративно ушел, ибо было просто противно находиться в обществе этой публики.
Из-за финансовых трудностей июльский номер «Юсисапайла» был пропущен и потому следующий 118-й номер вышел только 16 августа 2001 года.

А вот как выглядела вторая полоса номера:

На 4-ой полосе был опубликован редакционный анализ
«ЧТО КРОЕТСЯ ЗА СОБЫТИЯМИ В МОСКВЕ
Национальная жизнь московских армян, возродившаяся после сумгаитских событий 1988 года, сейчас явно вступила в качественно новый этап. На арену ворвались состоятельно-влиятельные мигранты постсоветского периода. Не пройдя обычно медленного интегрирования  в российскую действительность и в специфические московско-армянские реалии, они легко и быстро отодвинули на задний план зачинателей и энтузиастов общинного движения.
И, естественно, возникли конфликтные ситуации.
Но то, что произошло после неожиданного смещения с должности главы церковной епархии, буквально потрясло всех.
Не надо забывать, что, в отличие от остального Спюрка, армяне Москвы никогда не имели общенациональных структур, и потому их роль всегда выполняла наша церковь. Часовня  «Сурб Арутюн» была главным и единственным эпицентром национальной жизни московских армян, многие из которых хотят быть честными до конца и потому просто не могут предать забвению то, что делал все эти годы србазан Тиран.
Практически в одиночку он крестил, венчал, провожал в последний путь, утешал и помогал сотням тысяч армян — как местных, так и тех, кто перебирался в Москву после трагедий в Сумгаите, Баку, Абхазии, после землетрясения и т.д.. Для всех этих армян србазан Тиран в течение 25 лет олицетворял своим пастырским служением нашу церковь, и недавние события, прежде всего, свидетельствуют об исключительном месте и огромном влиянии Армянской церкви в национальном сознании московских армян, что, несомненно, главная заслуга архиепископа Тирана Кюрегяна.
Московско-армянская религиозная община, став благодаря србазану Тирану исключительно сильной и организованной, конечно же, не смогла равнодушно взирать на происходившее. И поэтому сугубо церковно-кадровый вопрос вышел за свои рамки,  став морально-этической проблемой: имеют ли право прихожане Армянской церкви вступаться за своего духовного пастыря, любить и защищать его в случае надобности, и должны ли церковные начальники прислушиваться к их мнению? Для самой Церкви это, можно сказать, поворотный пункт, и он чреват массовой потерей и прихожан, и самих иерархов.
Ну, а для московской армянской диаспоры эта проблема стала настоящим бедствием, ибо она фактически расколола ее на два резко враждебных лагеря.
В «антитирановском» лагере, в основном, оказались те армяне, которых до этого ни разу не видели в армянской церкви, являющейся, как уже было сказано выше, национальным центром московского армянства.
Сейчас все эти неверующие и квази-армяне считают себя вправе обливать грязью многолетнего духовного пастыря армян Москвы и и, к тому же, называть тех, кто его защищает (то есть верующих людей!), «мафиозниками» и «преступными элементами». С трибун и в средствах массовой информации они заявляют, что архиепископ Тиран «уже проиграл нравственно, и теперь нужно, чтобы он проиграл юридически». С этой целью они наводняют различные инстанции жалобами, заявлениями и собираются инициировать судебные процессы. Сознательно разворачивается внутриобщинная война, и при этом усиленно навязывается образ врага человеку, перед которым еще вчера многие из этих людей открыто пресмыкались.
10 июня в концертном зале ИТАР-ТАССа состоялось нечто, сильно напоминавшее партхозактив на заданную тему. Записные ораторы дружно ругали архиепископа Тирана, а один прямо с трибуны даже угрожал физической расправой.
Но в чем же, собственно, провинился архиепископ Тиран Кюрегян, за что он был снят с должности Главы епархии и теперь усиленно дискредитируется?
Так до сих пор никто этого и не знает.
Конечно, за 25 лет любой человек в чем-то да ошибется, но ошибки ошибкам рознь.
В армяноязычной части предыдущего номера «Юсисапайла» уже упоминалась история с тремя школами, которые по ходатайству архиепископа Тирана Кюрегяна Правительство Москвы обязалось было открыть за счет городского бюджета. Но из армянских инстанций мэру направили письмо с официальной просьбой этого не делать, так как в Москве… уже есть 6 (шесть) армянских школ (!?).
В газете «Голос Армении» № 52 от 19 мая 2001 года появилось письмо историка К. Арутюнова, который обвиняет архиепископа Тирана во всевозможных грехах. Мы хорошо помним, как лет пять назад господин К. Аруюнов лобызал србазана во все места, когда клянчил у него спонсорскую помощь. И ведь выклянчил, причем немалую сумму; но этого ему показалось мало, и он потребовал еще. И, когда србазан был вынужден отказать, тогда и начался «газават» против архиепископа Тирана.
Любопытно, что точь в точь по этому сценарию развивались взаимоотношения Главы Епархии почти со всеми его нынешними врагами: в основе их ненависти к србазану лежат несбывшиеся надежды «постричь» церковную казну. Постоянно отбиваясь от разного рода «высокочтимых попрошаек», архиепископ Тиран постоянно множил ряды своих личных врагов, прощая, впрочем, все их злые козни.
И теперь они, эти враги, улюлюкают от радости.
Именно поэтому крайне необходимо сегодня отметить несомненные положительные стороны деятельности архиепископа Тирана Кюрегяна: усиление роли Армянской церкви в Москве и России, пропаганда прорусской ориентации армянского народа и его Церкви, отрицание кланово-групповых интересов. Под его непосредственным руководством в разных городах России были заложены и открыты армянские церкви, школы и газеты, рукоположены новые священники. Нельзя также не отметить и то обстоятельство, что благодаря своему огромному авторитету и влиянию в российских правящих кругах и среди чиновничества всех уровней архиепископ Тиран успешно разрешал различные этнические конфликты, касавшиеся армян, и его вмешательство, в частности, спасло многих армян от судебно-правового произвола.
К сожалению, пришло время его самого спасать от произвола.
Поэтому нас не может не радовать то, что в Москве наконец-то появилась достаточно сильная и уверенная в своих возможностях общинная организация, которая смогла отстоять интересы московского армянства и добиться поставленной задачи: настоятелем церкви «Сурб Арутюн» все-таки остался один из самых опытных и достойных иерархов Армянской Апостольской Церкви, который именно в Москве принесет максимальную пользу своему народу и Церкви.
Жаль только, что те, от кого зависело решение проблемы, не захотели идти ни на какие уступки, и московской армянской религиозной общине пришлось прибегнуть к  крайним мерам: в предыдущем номере «Юсисапайла» уже сообщалось, что 13 мая «Объединение Армянских Апостольских церквей Москвы» объявило о своем выходе из состава Ново-Нахичеванской и Российской Епархии и неподчинении единоличным решениям и указаниям Католикоса всех армян Гарегина Второго. Одновременно было подчеркнуто, что не может идти речи об автокефалии; решение возникшего конфликта полностью в юрисдикции высшего органа Армянской Апостольской Церкви — Национального Церковного Собора и Совета епископов. Что касается канонических вопросов, богослужения будут проводиться (и проводятся) в строгом соответствии с эчмиадзинским чином с обязательными молитвами во здравие действующего Католикоса всех армян.
Похоже ли это на раскол?
По всеобщему мнению, Эчмиадзинский католикосат находится сейчас в стадии глубокого кризиса, что, кстати, и стало причиной общей неблагоприятной ситуации в Армении. Раньше Армения оказывалась в еще более серьезных переделках, но тогда, благодаря мощи своей Церкви, нация мобилизовывалась.
Сейчас она разбегается, и самый популярный конечный пункт бегства — Москва.
Где некоторые из этих же самых «бегунов», только обосновавшись в Москве и не успев даже как следует осмотреться, взялись вершить еще и наши судьбы: трудно сказать, что у них на уме, но они резко ослабили и теперь пытаются разгромить Армянскую церковь и здесь.
Иные полагают, что стоило лишь Владыко Тирану подчиниться решению Католикоса, все было бы нормально. Но он как раз и подчинился, передав своему преемнику епархиальные принадлежности; по словам Его Высокопреосвященства, 5 октября прошлого года в Эчмиадзине он получил «добро» на продолжение своего служения в качестве настоятеля московской церкви. Однако потом было решено не позволять архиепископу и этого: он должен совсем покинуть Москву. Поневоле вспоминаешь пословицу о медведях и берлоге.
Но как бы внешне все это не выглядело, подоплека вопроса намного глубже: идет массированное наступление на армянский народ и его жизненные интересы, причем делается это силами коллаборационистов и любые попытки сопротивления надежно подавляются.
Поэтому Московская Армянская Церковь полна решимости не только противостоять этим разрушителям и не только выжить, но и помочь Святому Эчмиадзину выйти из кризиса, ибо только так можно спасти нацию. В пресс-релизе «Объединения Армянских Апостольских церквей Москвы» говорится, что своими действиями она стремится обратить внимание высшего коллективного органа Армянской Апостольской Церкви на нарушения многовековых традиций и канонов: игнорирование волеизъявления прихожан, незаконные единоличные решения, а также гонения иерархов и верующих. Следовательно, речь идет не о разрыве отношений с Эчмиадзином, а о борьбе за его принципы.
Одним из путей укрепления всей нашей Церкви могло стать временное вхождение Москвы в иерархическое подчинение Киликийского католикосата Армянской Апостольской Церкви. Для тех, кто не в курсе, сообщим, что Великий Дом Киликии, главой которого является Его Святейшество Арам Первый, до 1956 года входил в состав Эчмиадзинского католикосата. По инициативе бюро АРФ(Д) дашнакские епископы Заре и Хорен, при покровительстве президента Ливана Камиля Шамуна, в мае 1956 года разделили Армянскую церковь на два крыла — Эчмиадзинскую и Антилиасскую (в городке Антилиас, расположенном в 15 км от Бейрута, находится резиденция католикоса Арама Первого).
В этом случае Московская Армянская Церковь могла бы избежать автокефалии и, более того, временно находясь в составе Киликийского католикосата, способствовала бы объединению в дальнейшем всей Церкви под эгидой  Святого Эчмиадзина, к которому Москва традиционно тяготеет.
Конечно же, ситуация исключительно сложная, противоречивая и крайне важно, чтобы все вовлеченные в это противостояние силы больше думали об интересах нации, нежели следовали бы логике борьбы.
В этом контексте хотелось бы посоветовать богатым мигрантам из Армении: вместо того, чтобы отстегивать огромные взятки чиновникам с целью «юридического проигрыша архиепископа Тирана», лучше помогите построить Собор, который, несомненно, нужен армянам Москвы.
Но вряд ли эти деятели будут проявлять не то, чтобы христианский, а элементарно здравый подход к создавшейся ситуации: у них, видимо, совсем другой расчет».

Из-за этой редакционной статьи недруги поспешили зачислить «Юсисапайл» в сторонники бывшего Главы епархии. Хотя были и такие, которые не понимали (и до сих пор не понимают) позиции газеты: «они защищают свои интересы, и это понятно; но какой интерес Балаяну защищать их, он же с ними никаких денежных дел не имел и не имеет!?»
Все это правильно, более того, арх. Тиран делал все, чтобы в свое время задушить «Юсисапайл». И, конечно, было бы логичнее солидаризоваться с теми, кто не скрывал своего восторга от столь долгожданного крушения многолетнего духовного пастыря.
На все эти вопросы в статье содержались исчерпывающие ответы и не вина «Юсисапайла», что на них не обратили внимания – шла отчаянная борьба за передел собственности, которая и диктовала свою логику.

На той же полосе номера – в рубрике «Трибуна» реплика «О 1700-летии»

» Основные торжества в Армении по празднованию 1700-летия принятия христианства в качестве государственной религии намечены на сентябрь, но уже проведенные мероприятия оставили у многих впечатление полной несостоятельности властей республики достойно отметить юбилей, значение и глубинный смысл которого трудно переоценить.
В самом деле, все, что сделано до сих пор в Армении, вызвало чувство глубокого разочарования, и в первую очередь — подходами и способами празднования. Иначе как вульгаризированным такой подход трудно охарактеризовать, и соответственно, формы и способы реализации мероприятий оказались отмечены печатью пошлости, безвкусицы и главное — полным отсутствием того духовного смысла, который и составляет суть христианства.  Юбилейная дата стала всего лишь поводом для рекламной кампании с целью развития туризма в Армении и, естественно, получения прибыли.
Коммерциализация юбилейных торжеств этим, однако, не ограничилась и дала совершенно закономерные плоды в виде откровенной пошлятины: выпуска алкогольной продукции «к 1700-летию» в бутылках  в форме распятого Христа, тортов с выведенной кремом той же надписью и т. д., и т. п.
Недалеко ушли от своих единокровных собратьев и “начальники” российских армян, вообще умудрившиеся допраздноваться до церковного противостояния.
Между тем никто практически не говорит о том, что отметить великую дату надо бы, прежде всего обращением к самой сути христианства, к Библии, познанию высшего нравственного смысла, который несет в себе учение Христа. Надо было бы попытаться путем пропаганды христианских заповедей хотя бы чуть-чуть смягчить нравы жестокого и циничного времени, которое переживают Армения и ее самая ближняя диаспора — российские армяне.
На балконе четвертого яруса Большого театра, куда нас не загоняли даже в молодости, мы с горечью говорили о том, что сейчас в московской армянской колонии “правят желудок и карман”. И празднование 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии всего лишь пиаровская кампания фуршетно-банкетной элиты».

Там же опубликовано вот такое сообщение:

Дело в том, что Борис Петросян в тот период находился в заключении, куда его поместили те милиционеры, которых потом стали называть «оборотнями в погонах». Ему подбросили в машину оружие и шантажировали длительным тюремным сроком, если не согласится на их условия. Публикация «Юсисапайла» была моральной поддержкой этого одного из самых порядочных армян, которого мне доводилось знать в Москве.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: