Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 54 / Давид Балаян «Юсисапайл. Далекое и близкое» – 54

Глава пятьдесят четвертая

Стремительно надвигалось то, что потом будет названо церковным расколом в Москве.
4 марта арх. Тиран лег в кардиоцентр, а 9 марта вдруг позвонил мне оттуда и стал рассказывать о создавшейся ситуации. Будучи отличным психологом, архиепископ начал с сетований на поведение редактора «Ноева ковчега», которому он помог перебраться в Москву. «Я собрал состоятельных людей, которые обеспечили ему квартиру, машину с водителей и другие расходы. Но потом он потребовал непомерно высокую зарплату и, когда я  сказал, что церковь не выдержит такой суммы, разобиделся и переметнулся к врагам».
На мой вопрос о его здоровье, Тиран опять перевел разговор на «врагов», уверяя, что они хотят его заманить в Армению и там убить. Честно говоря, я весьма скептически воспринимал эти опасения, но позже, а именно 26 июня 2002 года ереванская газета “Азг” (спонсируемая А. Абрамяном) черным по белому написала: “Увы, сегодня все менее слышны голоса тех, кто год назад заверял Католикоса всех армян Гарегина II и других (введя их то ли сознательно, то ли по недомыслию в заблуждение), что с Тираном проблем не возникнет: при необходимости, мол, сунем в мешок и отправим в Армению».
По сути, арх. Тиран тогда сопротивлялся как раз этому «засовыванию» в мешок, и потому многие, в том числе и я, не могли, не зная всех нюансов, адекватно оценивать происходившие в те дни события в Москве.
Но отголоски чувствовались.
28 марта вечером звонит руководитель представительства дашнаков в Москве и одновременно вице-президент САР по информационной работе Сейран Багдасарян и просит обязательно быть на совещании главных редакторов армянской периодики, назначенном на 29 марта.
— Тут не хотели тебя приглашать, но я взял на себя всю ответственность, — не без гордости заявил бравый дашнак.
И, действительно, в списке армянской периодики, издававшейся на тот период в России, были всякие экзотические издания, но «Юсисапайла» словно не существовало в природе. По принципу «нет газеты – нет проблемы».

Ровно через три года составители этого списка постарались, чтобы реальность пришла в соответствие с ним, и «Юсисапайл» прекратил свое существование.
В отличие от других, я выступал на армянском языке, подчеркивая тем самым формулируемые мною задачи «Юсисапайла» по защите и пропаганде национального языка, как главной духовной ценности народа. Но стоило мне  выразить  безобидную готовность «Юсисапайла» сотрудничать с любой армянской организацией, в том числе и с САР-ом, как Ара Абрамян пришел в неописуемую ярость и грубо прервал меня:
— О САР-е имеют право писать только достойные люди, — и громко поинтересовался у сидевшего справа Костаняна. – Кто его пустил сюда?
Дни Сейрана Багдасаряна в этой структуре были сочтены…

Совещание в САР-е. Слева видна моя седая с пролысиной голова.

Андраник Мигранян подобострастно высказал мнение о том, что следует официальной газетой САРа сделать «Ноев ковчег», видимо, в виду совпадения нравственных позиций.
Примечательно, что после совещания главные редактора провинциальных армянских изданий подходили ко мне, фотографировались и наперебой предлагали наладить информационное сотрудничество.

— Зря ты выступал не на русском языке, — сокрушенно сказал один из саровцев, — шеф плохо понимает армянский.
Разумеется, олигарх, оплачивавший все расходы из своего кармана, имел полное право на выражение своего личного отношения к тем или иным участникам мероприятий, но даже его самое близкое окружение было несколько шокировано ничем не спровоцированным проявлением хамства.
— Все правильно вы говорили, — недоумевали присутствовавшие. — Наверное, он на вас злится из-за чего другого.
Просто им хотелось так думать.
А мне было не привыкать: в конце концов, с подобным отношением со стороны разномастных «азгаин джочер» (нац.вождей) приходилось сталкиваться в течение всего того времени, пока в Москве издавался независимый «Юсисапайл».

1 апреля на территории церкви «Сурб Арутюн» прошел шумный митинг в поддержку арх. Тирана, на котором было объявлено, что с завтрашнего дня он приступает к исполнению своих обязанностей настоятеля храма. Тут же пришла телеграмма из Эчмиадзина, в которой содержалось запрещение архиепископу проводить какие-либо богослужения в церкви “Сурб Арутюн”, а также требование немедленно, в течение 24 часов,  прибыть в Эчмиадзин. В ответной телеграмме арх. Тиран сообщил руководству о запрете врачей Кардиоцентра предпринимать какие-либо поездки на дальние расстояния до прохождения второго этапа курса лечения.
В бой вступили приходские советы и Московская армянская община, потребовавшие срочного созыва Епархиального Совета. Заседание состоялось 6 апреля, в ходе которого было заявлено, что многие организации и верующие неоднократно обращались в Эчмиадзин с просьбой учесть их мнение в отношении архиепископа, однако, вместо ответа происходит дальнейшее нагнетание ситуации. Было также заявлено, что “мы будем вынуждены предпринять неадекватные ответные меры”.
11 апреля в Кремле президент России В.В. Путин в торжественной обстановке вручает архиепископу Тирану Кюрегяну орден “Почета”, а 12 апреля, кондаком Католикоса архимандрит Езрас утверждается в должности Главы Епархии.
В ответ, в тот же день, 12 апреля на объединенном заседании приходских советов действующей армянской церкви “Сурб Арутюн” и строящихся храмов “Сурб Хач” и “Сурб Мкртыч” принято решение, согласно которому архимандриту Езрасу Нерсисяну запрещалось проведение богослужений в приходской церкви. Но, несмотря на это запрещение 15 апреля Пасхальную Литургию отслужил именно Глава епархии архимандрит Езрас.
Все эти события были в центре внимания не только «Юсисапайла», который с отвагой обреченного продолжал их освещать с максимальной объективностью. 18 апреля ереванская газета «Новое время» опубликовала вот такую статью:

«По ком звонит юбилейный колокол
Не только праздничными мероприятиями и юбилейными речами ознаменовано 1700-летие принятия Арменией христианства государственной религией. Как это ни печально, но знаковым фоном этого сакраментального для всего армянского народа события становятся конфронтационные процессы вокруг самой Армянской Апостольской церкви (ААЦ).
Смещение в конце прошлого года главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии — архиепископа Тирана и назначение на эту должность архимандрита Езраса (брата католикоса Гарегина II) послужило причиной критики действий св.Эчмиадзина. Речь идет не только о российской диаспоре, позиция которой отражена, в частности, в Открытом письме членов Петербургского армянского общества ПАРМО. О неприятии авторитарных действий нового руководства ААЦ свидетельствует письмо патриарха Константинопольского Месропа (Мутафяна), адресованное Католикосу всех армян Гарегину II.
На днях в Екатерининском зале Кремля президент России Владимир Путин вручил орден Почета «отлученному» от поста архиепископу Тирану Кюрегяну. На состоявшемся затем в московском Доме печати собрании диаспоры, по сообщению радио «Свобода», особо отмечались заслуги духовного предстоятеля российских армян. Выражая резкое несогласие с решением о смещении «своего» главы, собравшиеся даже заявляли об отделении от Эчмиадзина и автономной деятельности российской епархии. На тенденции грядущего раскола, вызывающего тревогу и смятение в умах и душах верующих, еще в январе указывали члены петербургской армянской общины. В обращении, которое, в частности, подписали российский правозащитник А.Аракелян и академик Л.Кемурджиан, драматург А.Тер-Гукасов и ювелир А.Балян, режиссер А.Григорьянц и предприниматель К.Борецян, подчеркивается возможность открытых дискуссий и консолидации усилий для выхода из кризиса. Ведь глава епархии и патриарший экзарх в России — должность не только духовного предстоятеля, но и светского представителя армянского сообщества России. В этом свете он воспринимается органами власти, СМИ и общественностью. А значит, лидер с подобным статусом и полномочиями должен быть личностью, обладающей необходимыми познаниями и интеллектуальным потенциалом. Игнорировать же эти требования, по мысли авторов письма, в угоду конъюнктурным соображениям недопустимо.
К конструктивному диалогу и безотлагательному анализу многих «тяжких фактов» призывает Католикоса всех армян патриарх Константинополя Месроп Мутафян. В своем письме из Стамбула за N 3843 от 3 ноября 2000 г. он указывает на ряд серьезных социально-экономических проблем, которые есть смысл обсудить главам трех престолов (Католикос всех армян, Патриарх св.Иерусалима и Патриарх Константинополя). В числе кризисных явлений патриарх Месроп отмечает «обесценивание понятия «Церковь — это народ», чрезмерное расточительство Церкви и духовенства, несоответствующие нынешним временам средневековые способы деятельности и самовыражения, и особенно неуспешное и бесплодное положение, в котором находится духовная миссия». Помимо этого существует проблема взаимоотношений Эчмиадзина и Антилиаса, Церкви и государства, религий и конфессий. По мнению патриарха Месропа, при освобождении от должности неугодного католикосу главы епархии должны быть ясны и доказаны выдвинутые обвинения. В подобных случаях необходимо создать комиссию, дать возможность защищаться и опубликовать материалы. Сегодня даже Папа римский не имеет права освободить от должности неугодного ему епископа. Католикос всех армян должен руководствоваться принятым каноном и традицией. Вызывает сомнение патриарха также легитимность вхождения в Высший духовный совет новых членов, которые не избирались, а были назначены Первопастырским указом. Немало вопросов возникло у патриарха и в связи с получением мощей св. Григория Просветителя. Ведь в Антилиасе, в Иерусалиме и в Константинополе хранятся мощи Просветителя. Патриарх уверен что мощи Отца веры армян Имеются и в сокровищнице св. Эчмиаадзина. Зачем же делать то, чте будет не понято широкой общественностью? Армянская церковь получит от Рима мощи своего Просветителя? Мощи для освящения главного собора, строящегося к 1700-летию христианства, получены от Римского папы?
Вопросы, вопросы, вопросы…
Странно только, что попытка получить ответы на хотя бы некоторые из них в секретариате св. Эчмиадзина была воспринята с каким-то непонятным спокойствием. Что-либо комментировать по телефону отказались, о подобных письмах и не ведали. Но записаться на аудиенцию к диванапету отцу Аршаку посоветовали. В редакции газеты «Шогакат» о награждении архиепископа Тирана не знали. Вероятно, и без того слишком много светских «ординарных» орденов приходится на долю наших священнослужителей. Вероятно и подобные «горячие» письма не редкость. А впрочем…
Валерий ГАСПАРЯН («Новое время», Ереван, 18 апреля 2001 года, № 741)»

По сравнению с подобными публикациями подача информации в «Юсисапайле» была абсолютно политкорректна.
20 апреля выходит 116-й номер «Юсисапайла»

В блоке новостей:
МОСКВА
2 апреля после прохождения лечения в Центральной Кардиологической больнице архиепископ Тиран приступил к своим обязанностям в качестве настоятеля церкви “Сурб Арутюн”. На следующий день пришла телеграмма Католикоса всех армян Гарегина Второго, в которой содержалось запрещение проводить какие-либо богослужения в церкви “Сурб Арутюн”, а также требование немедленно, в течение 24 часов,  прибыть в Эчмиадзин. В ответной телеграмме Его Святейшество был информирован о врачебном запрете архиепископу предпринимать какие-либо поездки на дальние расстояния до прохождения второго этапа курса лечения.
На эту ситуацию отреагировали приходские советы и Московская армянская община, потребовавшие срочного созыва Епархиального Совета. Заседание состоялось 6 апреля, в ходе которого было заявлено, что многие организации и верующие неоднократно обращались в Эчмиадзин с просьбой учесть их мнение в отношении архиепископа, однако, вместо ответа происходит дальнейшее нагнетание ситуации. Было также заявлено, что “мы будем вынуждены предпринять неадекватные ответные меры”.
11 апреля в Кремле президент России В.В. Путин в торжественной обстановке вручил архиепископу Тирану Кюрегяну орден “Почета”. Наградной лист гласит, что Глава Новонахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Тиран Кюрегян награждается за 25-летнюю плодотворную деятельность во благо укрепления многовековой дружбы русского и армянского народов.
Таким образом, архиепископ Тиран стал кавалером пяти орденов и медалей (двух светских и трех церковных), причем все они получены от России. Прихожане с горечью подчеркивают, что, на фоне отношения России к их духовному пастырю, позиция и действия Армении, по меньшей мере, не понятны.
На церемонии награждения присутствовали председатель Совета Московской армянской общины Н. Теванян и председатель Приходского Совета «Сурб Хач», член Епархиального Совета С. Базгоян.

МОСКВА
12 апреля на объединенном заседании приходских советов действующей армянской церкви “Сурб Арутюн” и строящихся храмов “Сурб Хач” и “Сурб Мкртыч” принято решение, согласно которому местоблюстителю Главы Епархии архимандриту Езрасу Нерсисяну  запрещено проведение богослужений в приходской церкви.
Несмотря на это, 15 апреля Пасхальную Литургию отслужил архимандрит Езрас, который, кстати, 12 апреля кондаком Католикоса был утвержден в должности Главы Епархии.

МОСКВА
3 апреля учреждена московская региональная организация САРа. Председателем избран А.Абрамян, его заместителем А.Адамян, а исполнительным директором Г.Халатян. В Московской армянской общине, которая, как известно, в прошлом году объединила 24 армянские структуры Москвы, удивлены тем фактом, что САР изначально не захотел как-либо сотрудничать с уже существующей общинной организацией.
29 марта САР провел совещание редакторов армянских СМИ России, на котором было сообщено, что САР собирается учредить гранты в 3, 5 и 10 тысяч долларов для той армянской региональной прессы России, которая войдет в его систему.
31 марта газета “Коммерсант” опубликовала репортаж под названием “Армяне гуляют по всей России”. В нем сообщалось о вечере в ЦДЛ, организованном сразу после “совещания” редакторов 29 марта, и вот что пишет журналист: “Роскошь банкета особенно бросалась в глаза на фоне православного поста”. И дана фотография архимандрита Езраса с бокалом вина.
22 апреля в Кремлевском Дворце съездов САР проведет торжественное мероприятие, посвященное празднованию 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. Аналогичное мероприятие будет проведено Московской армянской общиной и Объединением армянских храмов Москвы 6 мая в концертном зале “Россия”.
Кстати, 22 апреля состоится открытие Музея памяти мучеников армянского народа: идя навстречу просьбе инициативного комитета по созданию музея (руководитель Карен Тумасян), настоятель церкви “Сурб Арутюн” архиепископ Тиран временно предоставил стартовой экспозиции одно из помещений поминального дома Жамгаровых на территории армянского кладбища.

МОСКВА
28 марта Политсовет Всероссийского Армянского Конгресса (в него входят гг. Вардкес Арцруни, Карен Микаелян и др.) выпустил от имени “Оргкомитета по подготовке Учредительного съезда для создания полномочных органов Народа Западной Армении в изгнании” ( в него входят те же лица) “Декаларацию”, в которой говорится, что “Основой для национального возрождения и возвращения потерянного должна стать консолидация потенциала мирового армянства, учреждение Всемирного Армянского Конгресса, формирование Представительных органов Народа Западной Армении в эмиграции, что обеспечит создание самостоятельного армянского фактора международной политики и позволит армянам стать хозяином своей судьбы”.

4 полосы в номере занимала газета в газете «Молодой «Юсисапайл», в которой были опубликованы материалы, посвященные годовщине Геноцида армян.

В армяноязычной части помещены стихи московского строителя Каро Хачатряна.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: