Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 52 / Давид Балаян «Юсисапайл. Далекое и близкое» – 52

Глава пятьдесят вторая

23 февраля 2001 года вышел 114-й номер «Юсисапайла»

РОССИЯ НЕ ЗАХОТЕЛА ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К ПРОЦЕССУ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН
7-го февраля пресс-служба Госдумы РФ распространила информацию о том, что депутат Алексей Митрофанов (фракция ЛДПР) подготовил проект резолюции «О вопросе армянского геноцида в 1915-17 годах».
По мнению депутата, следуя конвенции ООН о предупреждении и наказании преступления геноцида, как и руководствуясь принципами исторической справедливости, Госдума должна осудить факты резни армян в Османской империи. Как считает депутат Митрофанов, в целях нормализации отношений между армянским и турецким народами руководство Турецкой Республики должно публично принять факт Геноцида армян в 1915-17 годах и осудить антиармянскую политику, проводимую в тот период Османской империей. Кроме того, для компенсации морального и материального ущерба, нанесенного потомкам жертв армянского геноцида 1915-17 годов, необходимо создать международную комиссию, которая и должна определить размеры и сроки выплаты компенсации.
4 февраля Государственная Дума отказалась включить в повестку пленарного заседания проект резолюции о геноциде армян, подготовленный  Алексеем Митрофановым. Категорически против обсуждения этого вопроса выступил председатель Комитета Думы по международным отношениям Дмитрий Рогозин, заявив, что такой шаг усложнил бы отношения России с Турцией.
Напомним, что 14 апреля 1995 года Госдума уже принимала “Заявление об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах”, проект которого был внесен депутатами А. Чилингаровым, К. Затулиным и В. Зоркальцевым. Тогда это Заявление было принято единогласно.

Отказ Госдумы обратиться к геноциду армян воодушевил Турцию и Азербайджан. «Между Россией и Турцией установились тесные связи. Россия не желает подвергать опасности свои экономические интересы, имеющиеся в отношениях с Турцией» —  таково мнение руководителя Азербайджанского государственного информационного ведомства, независимого политолога и бывшего дипломата Фикрета Мадыхова по поводу решения Госдумы РФ об исключении из повестки думских обсуждений вопроса признания геноцида армян. При этом политолог предупредил: «Нельзя исключить, что в Госдуме вновь вернутся к обсуждению этого вопроса». Действия российского депутата — члена ЛДПР, автора проекта резолюции «О Геноциде армян» Алексея Митрофанова в Азербайджане были оценены как провокационные. «Алексей Митрофанов стремится дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе, выражая интересы военно-промышленного комплекса», — высказал мнение один из руководителей оппозиционной партии «Национальный фронт» Асим Моллазаде. Он считает, что принятие резолюции оказало бы разрушительное воздействие не только на российско-турецкие, но и российско-азербайджанские отношения. Один из членов руководства партии «Мусават», политолог Расим Мусабеков считает, что «руководство России попросту дает понять Турции: вот, мол, как с вами поступают ваши западные друзья и как поступаем мы. И среди нас есть люди, способные инициировать антитурецкие резолюции, но мы не идем у них на поводу». По мнению члена партии «Мусават», отверженная Европой Турция может с успехом дополнить российский экономический рынок, что будет обоюдно полезно для двух государств.

Неизвестные страницы московской армянской общины
ХРАМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛА ВАРВАРА СОЛДАТЕНКО (МАНТАШЕВА)
Сотрудник “Юсисапайла” Овсеп Казарян обнаружил очень интересный храм, адрес которого Большая Филевская, дом  65 (недалеко от станции “Пионерская”). Внимание привлекла южная сторона церкви, названной в честь Святой Богоридицы; она вся расписана виноградными орнаментами. Впрочем, и сама архитектура храма имела столь очевидные армянские мотивы, что мы, естественно, заинтересовались историей этого церкви. Выяснилось, что она  возведена в 1913 году на средства москвички Варвары Солдатенко, являвшейся близкой родственницей известного нефтяного магната, национального благотворителя Александра Манташева (Манташяна). Кстати, Варвара Солдатенко построила в 1904 году также и комплекс, ныне известный как Боткинская больница. В комплекс входили сама больница, гостиница и школа, причем все это было построено для нужд армянских беженцев.
Создана новая общественная организация  — «Армянское землячество Москвы» , которая ставит своей задачей работу по выявлению и изучению  материально-культурного наследия московских армян.

СВОБОДУ АРКАДИЮ ВАРТАНЯНУ!
Как известно, в  ереванской тюрьме  томится  известный московский  национальный благотворитель Аркадий  Аршавирович  Вартанян.
Начиная с 1989 года, Аркадий Вартанян оказывал постоянную помощь Арцаху из своих собственных средств, а также занимался меценатством в пользу армянских деятелей культуры и искусства, в том числе и из московской диаспоры. Но практически все они сейчас боятся подать свои голоса в защиту Аркадия Вартаняна.
“Юсисапайл”   считает,  что   председателя «Независимой ассоциации 21-ый век» Аркадия Вартаняна  преследуют  по политическим соображениям. “Юсисапайл” считает своим долгом присоединиться к требованиям об изменении меры пресечения в отношении гражданина России Аркадия Вартаняна, особенно учитывая состояние его здоровья.

Сразу после этой публикации из Еревана пришло сообщение: «изменена мера пресечения в отношении президента независимой международной ассоциации «XXI век» Аркадия Вартаняна». А 5 марта Генеральная прокуратура Армении вообще закрыла уголовное дело против А. Вартаняна.
7 марта Аркадий Аршавирович Вартанян прибыл в Москву для прохождения интенсивного курса лечения.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
К армянской общественности и средствам массовой информации,
Президенту, Парламенту и Правительству Республики Армения
Земляне вступили в третье тысячелетие. Многие видят в этом новую точку отсчета, сакральный знак посмотреть на себя, на мир и, строя будущее, взять с собой из прошлого необходимое.
Армяне и Христианский мир отмечают 1700-летие принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. Это знаменательное событие будет торжественно отмечаться в Армении, Спюрке, России — величайшей Православной стране, историческом союзнике Армении и нашей нынешней Родине. Армянская жизнь в этот период  приобретает дополнительный интерес и звучание.
Учитывая эти обстоятельства, создающие, к нашему сожалению, конфронтационную ситуацию вокруг процессов Армянской Апостольской Церкви — ААЦ, в Республике Армения, мы и обращаемся с открытым письмом к Вам.
Во многих армянских, в том числе российском, диаспорных сообществах проходят различные акции (в Москве — публичные митинги, в Армении забастовки представителей СМИ), имеющие протестный характер.
Напряженность и неблагоприятный климат стали формироваться в процессе избрания Католикоса Всех Армян, сопровождаемые политической драмой в Ереване осенью 1999 года. Возник вопрос о тенденциозном подборе делегатов-выборщиков, давления на них в период самих выборов. Тревога усилилась авторитарными последующими действиями нового руководства ААЦ, которые противоречат духу и букве ее Устава. Свое резкое неприятие и критику подобных действий выразили Иерусалимский и Константинопольский Патриархи ААЦ. Они воздержались от предполагавшегося ранее участия в официальном визите церковноначалия ААЦ к Папе Римскому.
Подобное положение расширяет круг скептиков в отношении настроений в ААЦ и неправедности некоторых ее иерархов, вызывает тревогу и смятение в умах и душах верующих, провоцирует и развивает тенденции раскола. Оно беспокоит, вынуждает противопоставлять дружественные армянству круги общественности и должностных лиц, льет воду на мельницу немалочисленных недругов. Проблема находит освещение в различных СМИ — нередко тенденциозное.
Эти процессы происходят в период затяжного социально-экономического кризиса, чрезмерного оттока деятельной части населения, политических потрясений и рецидивов тоталитаризма в Армении. Глухота и меркантильность чиновников, отставание в правовом реформировании государства, развитии гражданских институтов, в том числе Уполномоченного по правам человека РА, систематическое ущемление прав и свобод человека, свободы слова и СМИ — отмечаемых международными и отечественными экспертами — обоснованно развивают правовой нигилизм и пессимизм.
В связи с вышеизложенным, глубокой озабоченностью положением дел и нашим позитивным подходом, считаем важным заявить:
1. На протяжении многовековой армянской истории, в периоды утраты национальной государственности, Глава Церкви, а в диаспоре Главы Епархий символизировали народ и прихожан, осуществляли функции Главы светской и духовной власти. И это принималось и никем не ставилось под сомнение.
2. Опасно (и лукаво) характеризовать происходящее как исключительно внутрицерковный конфликт. Положение в армянском обществе и ААЦ всегда были тесно взаимосвязаны. По своему устройству и традиции ААЦ есть органическая общность мирян и духовенства. Да и в выборах руководства ААЦ количественное большинство составляют миряне. Поэтому важные решения, в том числе кадровые, должны осуществляться строго по Уставу ААЦ, адекватно отвечать многообразию и специфике армянской диаспорной жизни, принципам народоправства и открытости.
3. Выражая нашу особую заинтересованность в ситуации Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви — одной из самых многочисленных и значимых — хотим подчеркнуть: Глава Епархии, Патриарший Экзарх ААЦ в России — должность не только духовного предстоятеля, но и (а может и более) светского представителя армянского сообщества России. Он так и воспринимается органами власти, СМИ и общественностью. (Попытки создать действенную организацию российских армян были до сих пор, к сожалению, несостоятельны).
Следовательно, закономерно и неоспоримо, что лидер с таким статусом и полномочиями должен быть личностью с широким кругозором, обладающим необходимыми познаниями и интеллектуальным потенциалом, иметь неоспоримый моральный и духовный авторитет. Игнорировать эти требования в угоду конъюнктурным соображениям недопустимо.
Складывающаяся обстановка вызывает обоснованную тревогу, приводит к пониманию важности непредвзятого и критического осмысления себя и реалий, конструктивной, заинтересованной и открытой дискуссии и консолидированных усилий для искоренения причин кризиса, преодоления застойных явлений, утверждения своего достойного места в мировом сообществе.
Принято  26 января 2001 года  на расширенном соб­рании членов общественной организации “Петербургская армянская община — ПАРМО”, действующей в Ленинграде-Петербурге с 1975 года, и других ее участников.
Аракелян Антуан Гургенович, российский правозащитник и общественный деятель, ведущий эксперт Санкт-Петербургского гуманитарно-политического центра “Стратегия”, член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ; Балаян Артур Артемович, ювелир, сотрудник фирмы “Столетия России — Ананов”; Борецян Карен Трдатович, заместитель директора Санкт-Петербургского представительства Венгерской фармацевтической компании “Натурланд”; Габриелян Геворг Левонович, председатель политсовета регионального отделения РХДП, помощник депутата Госдумы РФ; Григорьянц Александр Арутюнович, актер, педагог, худрук и главный режиссер Санкт-Петербургского муниципального театра; Кемурджиан Александр Левонович, д.т.н., профессор, академик, Лауреат Ленинской премии, Главный конструктор советского Лунохода и Марсохода; Манукян Анаит Арутюновна, врач-терапевт, выпускница московской Су-Джок академии; Степанян Араик Оганесович, аспирант Санкт-Петербургского Балтийского государственного технического университета “Военмех”; Тер-Гукасов Альберт Михайлович, драматург, литератор, член Союза писателей; Шетилян Овсеп Оганесович, дирижер, дипломант Российского Фонда культуры.

Все поступавшие в адрес «Юсисапайла» письма редакция старалась обязательно публиковать, так как чрезвычайно важна такая обратная связь с читателями.
Вот, например, что писал один из читателей.

Мне показали ксерокопии нескольких номеров московского “Юсисапайла” и я решил скопировать их, чтобы посмотреть, что знают в Москве о ситуации в Армении. И, к своему удивлению, обнаружил, что это жесткая газета, не боящаяся правды. Поэтому, вероятно, ее боятся и хотят закрыть.
Надо продолжать в том же духе. Хотя, конечно, есть армяне, которые не хотят знать правды. Сидя в комфорте своих уютных диаспорных квартир, они считают себя патриотами, но только для того, чтобы оправдать свое отсутствие на Родине. Некоторые даже просят своих родственников в Армении не писать им плохо о Родине. В течение нескольких лет мой сосед писал письма тетке в Афинах, описывая свою жизнь и жизнь в Армении вообще. И вот недавно он получил такой ответ из Греции: ”Рафик джан, я выбросила два твоих последних письма в корзину, даже не открыв их. Хватит, я не хочу ничего больше знать, я боюсь, что мое сердце не выдержит. Почему ты мучаешь свою родную тетю? Я же никогда не делала тебе ничего плохого! Пиши мне только хорошие новости из моей обожаемой Родины”. С тех пор Рафик больше не хочет писать не только своей тете в Афины, но и вообще знакомым, живущим в Диаспоре.

Да, «Юсисапайл» была жесткой газетой и не боялась правды. Вот еще один пример.
Большинство армян предпочитает жить в изгнании, а не на собственной любимой Родине, потому что они стали воспринимать понятие Родины как то место на земле, где им позволяют выжить. То, что один ирландский поэт сказал о своей родине («это  хорошая страна, чтобы умереть в ней»), миллионы из нас говорят каждый день своими ногами. В связи с этим предлагаю нашим “ура-патриотам” поразмыслить над следующими вопросами:
Почему Никол Агбалян назвал нас «племя, а не народ»?
Почему Абовян совершил самоубийство?
Почему армянский купец (сейчас их называют бизнесменами) нанял курдского бандита, чтобы убить Раффи?
Почему Раффи говорил: «Измена и предательство — в нашей крови» и «Где течет армянская кровь, там ищите армянский топор»?
Почему на Акопа Пароняна постоянно доносили оттоманской полиции?
Почему Степан Восканян говорил: «я не могу не ненавидеть всех тех, кого уважал, будучи молодым человеком»?
Кто выдал Зардаряна, Сиаманто, Варужана, Рубена Севака и сотни других армянских интеллигентов турецким властям накануне Геноцида?
Кто предал Чаренца?
Что заставило Костана Заряна сказать: «Армяне выживают, пожирая друг друга»?
Кто убил Егише Чаренца, Паруйра Севака, Джона Киракосяна и других выдающихся представителей армянской культуры?
Кто доносил на Сержа Джилавяна, арестовал и разорил его и теперь то же самое пытается сделать с Аркадием Вартаняном?
Кто “подставил” академика Самвела Григоряна?
Когда мы честно ответим на эти вопросы, тогда и кончатся наши беды.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: