Դավիթ Բալայան «Հյուսիսափայլ» – 26 / Давид Балаян «Юсисапайл. Далекое и близкое» – 26

Глава двадцать шестая

29 августа 1996 года вышел в свет 85-й номер «Юсисапайла», в котором сообщалось, что 7 августа состоялось заседание Епархиального Совета, избранного Собранием представителей Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

Атенапет (председатель из числа мирян) Камо Бабиевич Удумян поздравил от имени Епархиального Совета архиепископа Тирана Кюрегяна с награждением 7 июля того же года орденом «Дружбы народов». Затем он обратился к собранию с просьбой принять его отставку. Его просьба была удовлетворена, и новым атенапетом был единогласно избран Вардгес Багратович Арцруни.
Председателями комиссий Совета стали: отец Мовсес, отец Езник, К. Удумян, Н. Микоян, В. Автандилян, А. Сарибекян.Л. Оников и другие.
Новоизбранный атенапет сообщил, что продолжается работа по решению проблемы возведения в Москве кафедрального Собора Сурб Хач. Выделен новый участок в 16 га на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, хотя решения Правительства Москвы по этому вопросу пока еще нет.
Особое внимание Епархиальный Совет уделил проблеме дисциплины священнослужителей приходов, откуда поступает масса жалоб. Вот что, в частности, сказал председатель Ростовской армянской общины К. Д. Хурдоян: «для нас главная проблема — некомпетентность священнослужителей Ростовской области, которые, кроме трех обрядов (крещение, венчание и отпевание), ничем больше не хотят заниматься.» Было решено начать проверку работы священников на местах, в связи с чем образована инспекционная группа.

Там же была опубликована следующая информация из Вашингтона.
ПАМЯТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЯ
На очередном заседании Палаты представителей конгрессмен Джо Холленберг (республиканец из штата Мичиган) попросил слово для важного сообщения.
Вот полный текст его выступления:
«Господин спикер, я поднялся сегодня на эту высокую трибуну, чтобы почтить память выдающегося американца Алека Манукяна, скончавшегося на прошлой неделе. Америка потеряла не только благотворителя и гражданина, имевшего отзывчивую душу, она потеряла также талантливого изобретателя и совершенную модель Американской мечты.
Как армянский иммигрант, спасаясь от турецкого геноцида, он приехал в Америку без гроша, но это не помешало ему стать деловым лидером, основать в 1926 году корпорацию Маско по производству запасных частей для автомобильной промышленности. В 1950 году Манукян революционизировал сантехническую промышленность, внедрив массу своих изобретений и, в первую очередь, известный кран «Дельта».
В то время как его богатство росло, Манукян никогда не забывал своих менее удачливых соотечественников: он пожертвовал своему народу более 90 миллионов долларов. Но Алек Манукян не забывал и то, что он гражданин Америки: вспомним известный «Особняк Манукяна» — официальную муниципальную резиденцию, которую он пожертвовал городу Детройту в 1966 году.
Он был широко известен, ибо он долгие году служил примером для армян во всем мире. Алек Манукян был президентом Всеармянского благотворительного Союза в течение 36 лет.
Его имя носят многочисленные кафедры в различных университетах, школы, культурные центры во многих странах мира. Его имя увековечено и в моем родном городе Ливония, где он построил Дом для престарелых.
Это была большая честь знать такого выдающегося человека. Он был очень щедрым человеком и это относится не только к его пожертвованиям. Алек Манукян был хорошим другом, другом очень многих людей — всех, кого он знал, и тех, кого он не знал, но мог чем-то помочь. Он ушел из этой жизни, но его пример, его душевное наследие и дух останутся навсегда в наших сердцах».
О многих ли армянских олигархах вспомнят такими словами?

Через месяц, 30 сентября 1996 года, вышел 86-й номер «Юсисапайла».

Москва, Россия. — 26 сентября в конференц-зале гостиницы «Арбат» состоялось собрание руководителей армянских организаций Москвы, в ходе которого было принято решение об учреждении Оргкомитета по созданию региональной национально-культурной автономии армян города Москвы (РНКАА).

В соответствии с Законом России «О национально-культурной автономии» учредительное собрание должно состояться не ранее трех месяцев со дня оповещения  о создании Оргкомитета. Главным координатором избран К. Микаэлян, координаторами направлений — Г. Халатян (подготовка устава), В. Мкртумян (оргвопросы) и В. Акопян (связи).
В «Юсисапайле» было опубликовано требуемое законом оповещение, но позже выяснилось, что РНКАА Москвы уже зарегистрировано академиком С.С. Григоряном (причем, без какого-либо оповещения).

135 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФРИТЬОФА НАНСЕНА
Дух армянского народа невозможно сломить никакими бедствиями и гонениями.
Мечта о свободе вспыхивала в нем с новой силой каждый раз, как только он чувствовал хотя бы проблеск надежды на освобождение извне. Со временем армяне стали связывать ее с помощью христианской России
…В конце концов, это была всего лишь одна истребленная нация, хотя талантливая и маленькая, но не имевшая ни нефтеносных месторождений, ни золотых рудников. Горе армянам, когда-либо втянутым в европейскую политику. Было бы гораздо лучше, если бы имя «Армения» никогда не произносилось ни одним европейским дипломатом.
Но армянский народ никогда не оставляла надежда. Он продолжал самоотверженно работать и ждать…
Ждать год за годом. Он еще ждет.
Фритьоф Нансен
(из книги Ф. Нансена «Армения и Ближний Восток», Москва, 1994 г. Издатель Акоп Алимян)

Благодаря «нансеновским паспортам» около 320 тысяч армян, спасшихся от геноцида 1915 г., получили возможность проживать в тех странах, где они по воле судьбы оказались в качестве беженцев. Гуманистическая деятельность Нансена была отмечена присуждением ему Нобелевской премии мира (1922 г.). В Ереване именем Нансена названа больница. В Спитаке, на территории «норвежской деревни», воздвигнут памятник Фритьофу Нансену.
А в сентябре 1995 года в Москве был создан Международный фонд имени Фритьофа Нансена. В Доме литераторов состоялось помпезное учредительное собрание, больше смахивавшее на чествование Н. Рыжкова. Потом стали раздавать медали Ф. Нансена, заказанные еще С. Джилавяном (во время Всемирного Армянского Форума, состоявшегося в декабре 1994 года, Джилавян распределял премии Ф. Нансена и обещал, что потом будут и медали).
Родственники Нансена из Норвегии попросили знакомых правозащитников (в частности, Альтшуллера) поближе ознакомиться с деятельностью новоявленных «продолжателей нансеновских традиций». В результате, в газете «Известия» появилась статья В. Михеева «Кто последний за премией Нансена?» (№ 50 от 16 марта 1996 года).

Кто последний за премией Нансена?
Владимир МИХЕЕВ, «Известия»

Что еще общего, помимо известности, у Джорджа Буша, Маргарет Тэтчер, Николая Рыжкова, Шарля Азнавура, матери Терезы, Сильвы Капутикян и Андрея Нуйкина? Ответ: приз имени великого гуманиста Фритьофа Нансена, учрежденный 6 декабря 1994 года Сержем Джилавяном на презентации его «Всемирной армянской ассамблеи».

За свою короткую жизнь памятная медаль в честь Нансена вручалась более 20 раз. Ее получали люди из мира большой политики, бизнеса, культуры. Сейчас ее дают от имени некой организации, называющей себя «Русско-армянский культурно-благотворительный фонд имени Фритьофа Нансена».
Фонд как бы перехватил эстафету от Сержа Джилавяна, который в силу странного стечения обстоятельств оказался вдруг за решеткой.
На сертификате, вручаемом награжденным, стоит подпись известного в среде армянской диаспоры в Москве человека — Норика Мурадяна, в свое время занимавшего место первого секретаря горкома КПСС в разрушенном Спитаке.
Сейчас он является одним из руководителей «Росвнешторга». Эта влиятельная коммерческая структура с солидной репутацией чтит память Нансена, который в двадцатые годы не только спасал голодающих Поволжья, но и способствовал возвращению на родину, в Армению, бе­женцев и военнопленных, помогал страждущим, в том числе более 300 тысячам армян, которые эмигрировали после геноцида 1915 года. Их гражданские права оказались обеспечены благодаря так называемым «нансеновским паспортам».
Можно понять чувство благодарности, которое не знает срока давности. Труднее установить причинно-следственную связь между норвежским подвижником и существующим на спонсорские средства «Росвнешторга» фондом его имени, коль скоро в числе проводимых им мероприятий не значатся принятые в таком случае, скажем, Нансеновские чтения, изучение наследия и сбор экспонатов музейного предназначения, издание его неопубликованных трудов. Что и признал в телефонном разговоре Норик Мурадян, сославшись, правда, на то, что фонд существует «всего несколько месяцев».
Получается, что единственное, чем занимается фонд, так это раздачей титулов нансеновских призеров и медалей.
Предложение опубликовать материалы о Нансене на страницах газеты «Северное сияние», сказал «Известиям» ее редактор Давид Балаян, не нашло отклика. А Андрей Нуйкин, получивший в 1995 году медаль Нансена, признался мне, что изначально представлял себе это как вознаграждение «за вклад в дружбу русского и армянского народов». Но затем с появлением в списке лауреатов британского экс-премьера Тэтчер, а в разговорах о потенциальных кандидатах на награду жены Бориса Ельцина стало происходить смещение акцентов. В настоящее время, сказал Андрей Нуйкин, «мне до кон­ца не ясно, что собой представляет этот фонд».
В прессе появлялись сообщения, что сопредседателями фонда, скорее всего, по мнению Да­вида Балаяна, в роли свадебных генералов значатся Александр Яковлев и Артур Чилингаров.
В числе первых получателей награды, как было заявлено создателями фонда, фигурирует Эйгил Нансен, известный норвежский архитектор, но, что, важнее — родной внук Фритьофа Нансена. На самом деле внук удостоился награды позднее других, уже постфактум, и то, что он принял ее, полагает издатель книг о Нансене Акоп Алимян, стало аргументом для легитимизации фонда и медали.
Верно и то, что Эйгил в начале февраля прислал в адрес Феликса Бахчиняна, который считается автором идеи фонда, письмо, полное сомнений и тревоги по поводу «использования имени Фритьофа Нансена для сомнительных целей». В послании говорится, что до сих пор ему ничего не известно, каково «гуманитарное благотворительное предназначение» этих двух организаций. Внук Нансена просит удовлетворительных разъяснений, в противном случае предупреждает, что будет вынужден вернуть награду.
Вполне вероятно, что «Росвнешторг» и созданный им фонд исходят из благих побуждений и смогут объяснить присуждение своей медали крупнейшим политикам и мастерам культуры стремлением не заработать пропагандистско-рекламные очки, а желанием, как было сказано в одной публикации, «продолжить нансеновские традиции помощи беженцам и поддержки интеллектуалов». Правда, в таком случае они дублируют давно существующую награду Нансена, регулярно присуждаемую правительствам и отдельным лицам от имени Верховного комиссариата ООН по вопросам беженцев.
При этом создатели фонда формально не преступают закон. Если не считать морально-этические нормы. Ведь если этот эпизод принять за норму, то назавтра можно ожидать, что какой-нибудь финансово-промышленной группе или просто коммерческому банку, испытывающему искреннее благоговение перед изобретателем пороха и миролюбцем Нобелем, придет в голову объявить о присуждении от своего имени… Нобелевских премий».

Потом с фондом все затихло и, казалось, в юбилей великого гуманиста не стоило бы ворошить эту историю. Но она имеет продолжение: три внука Ф. Нансена добиваются встречи с послом России, чтобы демонстративно вернуть полученные медали. А письмо одного из внуков — Эйгила Нансена, полное сомнений и тревоги по поводу «использования имени Фритьофа Нансена для сомнительных целей», завершается такой фразой: «неподобающее армянам отношение к памяти Фритьофа Нансена».

Следующий, 87-ой номер «Юсисапайла», который вышел из печати 28 октября 1996 года, был посвящен «Армянскому вестнику» и представлял собой, в некотором роде, объединенный выпуск.

    

Предпосланный на армянском языке заголовок гласил: «Периодическое издание «Армянский вестник» и национальное сотрудничество в Москве». Упор в этой статье был сделан на то, что, несмотря на столкновение амбиций, расколы и взаимные конфронтации, все же удавалось сотрудничать и идти на компромиссы ради национальной консолидации.
Об истории Московского армянского культурного общества (МАКО) и его газеты «Армянский вестник» достаточно подробно написано в шестой главе, здесь же уместно привести очень важный отрывок из статьи в «Юсисапайле»

«…Вышло семь (символическая цифра!) номеров газеты и тут грянул жесточайший конфликт в руководстве МАКО. В Совет МАКО (его возглавлял полковник Арам Симонян) пришло письмо от одного из зачинателей карабахского движения Игоря Мурадяна с обвинениями в адрес Вагана
Потом совет исключил из общества членов правления, а правление — членов совета. Эхо баталий докатилось и до Еревана: в типографии прекратили печатание вестника!
Сейчас, по прошествии семи лет, не стоит, конечно, ворошить прошлое, тем более, что одного из главных действующих конфликта уже нет в живых. Но как бы то ни было, конфликт в МАКО самым непосредственным образом отразился на «Армянском вестнике»: в течение полугода в Москве выходили две газеты с одинаковым названием. Одну газету продолжала издавать редакция, а другую — Ваган Эмин.
На нашей стороне были союзное и российское свидетельства о регистрации, поддержка президента «Трансэкспобанка» Сергея Петровича Алпаткина, а также возможности Всесоюзной ассоциации независимых издателей, сопредседателем которой в то время мне довелось быть. У нас стабилизировался выпуск газеты в цвете и на 8 полосах с обязательной армянской частью, и, казалось, можно было еще долго «бороться». Но я позвонил Вагану, мы с ним встретились, и я предложил объединиться. Условия Вагана были очень жесткими и по сути неприемлемыми: отстранение от вестника всех членов редакции, уступка ему всех регистраций и признание его главным редактором. Принятие этих условий означало нашу полную капитуляцию и, когда я, тем не менее, их принял, это именно так и было воспринято и до последнего времени именно так и интерпретировалось: «тот «Армянский вестник» капитулировал».
Но я считаю, что поступил, быть может, несколько романтично, но абсолютно правильно: в азербайджанской прессе уже вовсю муссировался факт существования в Москве двух армянских газет с одинаковым названием. «Они, — писали в Баку, — очень неуступчивы и не могут договориться друг с другом вплоть до такого абсурда как выпуск в Москве двух газет с одинаковым названием. Что уж говорить о Карабахе!» Помимо этого фактора, объединение наших возможностей объективно усилило газету и, во многом, именно благодаря этому вестник завоевал прочный авторитет у читающей публики
С ноября 1989 года по август 1995 года вышло 87 номеров газеты «Армянский Вестник» и она не дожила до своего семилетнего юбилея всего год и три месяца. Был момент, когда будущее газеты казалось безоблачным — заботы о ней взял на себя «Центр русско-армянских инициатив» Аркадия Вартаняна. Но, к сожалению, это похвальное национальное сотрудничество длилось всего полгода.
Да, наша газета прошла трудный и непростой путь; ее больше ругали, чем хвалили, ей больше мешали, чем помогали, — но она жила и была зеркалом московской армянской общины на протяжении шести лет. И в свои лучшие периоды газета «Армянский вестник» являла собой образец действительного общинного сотрудничества: она сплачивала людей, ибо было понимание того, что лучше делать общее дело сообща, нежели распыляя и без того скудные силы и средства.
И было бы очень жаль терять этот пусть и недолгий и очень локальный, но, тем не менее, ярчайший факт национального сотрудничества в нашей общине.
И потому сегодня «Армянский вестник» снова в строю — плечом к плечу с «Юсисапайлом»!
И пусть этот новый факт национального сотрудничества живет и продолжается во благо нашего народа!
Давид Балаян
Член Армянского центра «International РЕN» («Международное Перо»)

На снимке: участники вечера, посвященного объединению двух «Армянских вестников» (31 января 1991 года, кинотеатр «Ударник»).

К сожалению, дальнейшие события показали, что деструктивные действия в нашей диаспоре более заразительны и, хотя, лозунгами национальной консолидации манипулируют все, но на деле к ней никто не стремится.

В том же номере было опубликовано сообщение о том, что 8 октября 1996 года Правительство Москвы своим Постановлением № 841 выделило участок на Трифоновской улице, владение 24 для строительства Армянского Храма «Сурб Хач».

В номере также сообщалось о выходе новой книги С. С. Мамулова «Армяне в Грузии», снабженной следующим предисловием:
«Перед вами, уважаемый читатель, интересная книга, впервые в систематическом и подробном изложении рассказывающая о жизни и деятельности армянской общины в Грузии.
Включающая в себя авторские размышления под названием «Армянские тосты за грузинским столом», общие обзорные очерки и архитектурную панораму, она принадлежит перу С.С.Мамулова, автора ранее изданного увлекательного бестселлера «Удивительный народ из страны чудес».
«Прежде чем улечься спать, подумай о судьбе своей нации» — утверждал профессор Б.А.Навасардян, открывший в старом Тифлисе первую частную клинику. Этими словами, а по существу девизом, руководствовался, по всей видимости, и создатель этого необходимого труда. Многие любопытные и уникальные факты, а в целом страницы этой большой и занимательной темы стираются, уходят в прошлое и рискуют безвозвратно затеряться в стремительном потоке времени и необратимого хода истории. Сохранить эту ценную информацию для нации и прежде всего для армянского населения Грузии — ответственность решения этой важной задачи и взял на себя автор.
С учетом разнообразия и богатства представленных данных, их несомненной познавательной и исторической ценности для грядущих поколений наших соотечественников, С.С.Мамулов является первоисследователем этого вопроса в рамках истории армянских общин. Тем весомее значение этой ценной книги, которая, без преувеличения, должна вызвать большой читательский интерес.
Д. Балаян
Главный редактор журнала «Юсисапайл» («Северное си­яние»), Член международной писательской ассоциации «Пен-клуб»
.

Продолжение следует

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: